МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Эксперт оценил возможность альянса России, Ирана и Турции по Сирии

Борис Долгов: «Союза пока нет»

Освобождение Алеппо было бы невозможно без участия в урегулировании сирийского кризиса не только России, но также Турции и Ирана. Об этом заявил в ходе пресс-конференции президент РФ Владимир Путин. Напомним, что несколькими днями ранее в Москве прошла встреча по Сирии в трехстороннем формате — также с участием турецкой и иранской сторон. Можно ли говорить о возникновении на сирийском направлении некоего альянса, который наконец положит конец войне в арабской республике? Или пока речь идет о ситуативном, тактическом сотрудничестве?

Фото: youtube.com

«Действительно, российский президент особо отметил роль треугольника «Россия–Иран–Турция» в разрешении сирийского кризиса и освобождении Алеппо. И, конечно, это совершенно правильная оценка, — считает старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис ДОЛГОВ. — Но нужно иметь в виду, что если у России и Ирана позиции по ситуации в Сирии совпадают, то у Турции есть собственные амбиции и свои интересы — как в целом на Ближнем Востоке, так и на сирийском направлении в частности. И поэтому стратегического уровня партнерства этот «треугольник» пока еще не достиг.

Да, Турция сейчас старается найти поддержку и союзников или, по крайней мере, близкие по интересам в регионе страны. Надо отдать должное Эрдогану: он достаточно умело пытается лавировать между различными факторами. Страна его сейчас находится в весьма сложном положении. Речь идет и о внутренней ситуации — достаточно вспомнить о терактах и боевых действиях, проводимых армией против курдского национального движения. Не все гладко у Анкары и на международной арене: Турция имеет осложненные отношения и с США, и с Евросоюзом. Поэтому логика действий Эрдогана, которому в такой ситуации нужна поддержка России и Ирана, понятна.

Но часть интересов Анкары в Сирии противоречит целям и Москвы, и Тегерана. Например, Турция, в отличие от России и Ирана, поддерживает так называемую Сирийскую свободную армию, воюющую против сил Башара Асада и нацеленную на создание альтернативного центра силы в Сирии. Кроме того, известно, что через турецкую территорию идет поток боевиков и военного снаряжения для радикальных исламистских группировок. Пока этот вопрос никак не решен, оставаясь негативным фактором и для Сирии, и для России, и для Ирана. Если будут найдены решения этих вопросов, можно будет говорить о сближении позиций и возможности какого-то стратегического альянса. Но пока такого союза нет».

Между тем

Операция по выводу боевиков из Алеппо завершена, созданы условия для начала переговоров о полном прекращении огня в Сирии, заявил глава Минобороны Сергей Шойгу на встрече с Президентом РФ Владимиром Путиным.

«Операция проходила по вашему поручению в тесном контакте с коллегами из Турции и Ирана. Далее должен следовать следующий этап. Мы, на мой взгляд, вплотную подошли к тому, чтобы достичь договоренности о полном прекращении огня на территории Сирии», — сказал глава Минобороны.

«Были созданы семь гумкоридоров, по которым из города были выведены почти 110 тыс. человек, 9 тыс. боевиков сложили оружие. Какая-то часть из них, большая часть, была амнистирована в соответствии с решением президента Асада», — доложил президенту министр.

Говоря о втором этапе операции — освобождении южной части восточного Алеппо, — Шойгу напомнил, что «с 15 декабря были прекращены боевые действия, чтобы обеспечить крупнейшую гуманитарную операцию, которая заключалась в выводе радикально настроенных элементов и членов их семей. В результате этого этапа удалось создать с нашими турецкими и иранскими коллегами и, конечно, с сирийскими властями условия для выхода в течение этих дней почти 34 тыс. человек — почти 14 тыс. из них это мужчины, примерно 8,5 тыс. детей и столько же женщин», — рассказал глава Минобороны.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах