Опубликованная программа оппозиционера полна популистских лозунгов левого толка: олигархи — участники залоговых аукционов должны заплатить крупный единоразовый налог; установить минимальный размер оплаты труда — 25 тысяч рублей; ипотека для семьи с двумя работающими взрослыми должна даваться под 3% годовых. Оппозиционер традиционно предлагает бороться с коррупцией: заводить уголовные дела на чиновников, которые не могут объяснить происхождение денег, и на тех, кого в коррупции уличила пресса. Победить изоляцию России он предлагает, не «выкидывая» миллиарды на войны, сблизиться с европейскими странами и ввести визовый режим со странами Средней Азии и Закавказья. Любопытно, что в этом блоке ни слова не говорится про Крым.
После публикации программы Навальный сделал еще несколько любопытных заявлений. В частности в случае смены власти, по его словам, президенту Владимиру Путину и его семье должна быть гарантирована личная неприкосновенность. А «все, кто хочет, начиная от русских маршей и заканчивая гей-парадами, будут маршировать сколько им вздумается, потому что это их законное право».
Главные вопросы о президентской кампании «МК» задал экспертам.
— Чем отличается Навальный 2016 года от Навального 2013 года?
Аббас Галлямов, политолог:
— Риторика Навального сейчас менее оппозиционна к Путину. В 2013 году Навальный выделялся из массы тем, что критиковал лично Путина, сейчас он упоминает его гораздо реже. Не исключено, что это связано исключительно с тактическим расчетом, чтобы не раздражать Путина, пока он принимает решение. Что касается популизма, то с этой критикой я не согласен. Никогда без популизма нельзя стать популярным политиком. Что, у Путина популизма мало?
Константин Калачев, руководитель политической экспертной группы:
— Навальный сейчас предлагает борьбу программ, а не борьбу личностей. Думаю, это будет продолжаться до этапа регистрации. А после он так или иначе перешел бы на личности. Это его конек, он не может выйти из этой роли.
— На выборах мэра Москвы Навальный набрал 27% голосов. Но это столица и 2013 год. На какой результат политик может рассчитывать сейчас?
Аббас Галлямов:
— Многое зависит от того, насколько сильны будут протестные настроения в обществе. То жекасается риторики в отношении Путина: если протестные настроения будут на том же уровне, что и сейчас, то атака на популярного политика невыгодна Навальному. Тезис о гарантии безопасности, я считаю, очень удачная находка.
Константин Калачев:
— Не будет никакой регистрации. Я больше чем уверен, что пересмотр дела «Кировлеса» закончится подтверждением приговора, машина назад не сдаст. А по поводу рейтинга — это вопрос к ВЦИОМУ: по последним данным, там было 0,2% — данные на начало декабря; по последним данным, политику доверяет 0,4% граждан.
— Уже которую неделю не утихает дискуссия вокруг позиции Кремля относительно выдвижения Навального. Как вы считаете, есть ли здесь какая-то борьба башен?
Аббас Галлямов:
— Я не скажу, что это какая-то борьба. Но очевидно, что есть разные позиции и что допуск Навального — это очевидный риск, кто-то готов рискнуть, а кто-то нет.
Константин Калачев:
— Тема во многом раздута. Понятно, что Навальный может играть роль инструмента. Но что касается выборов президента, то здесь есть консенсус и системных либералов, и силовиков, и остальных: не допускать. Больше всего участия Навального хотят СМИ.
— В чем выгоды и риски для Кремля от участия Навального в президентских выборах?
Аббас Галлямов:
— Участие Навального создаст ощущение, что выборы честные. Все остальные аргументы против. Его же придется пустить в эфир, и страна будет слушать про собачек Шувалова. Для регионов это достаточно негативный фактор. За три месяца такой кампании, если протестные настроения созрели, можно очень сильно властные рейтинги обрушить.
Константин Калачев:
— Некоторые политологи говорят, что выдвижение Навального — это чуть ли не единственный путь легитимации выборов. Я выгод для системы от выдвижения Навального не вижу. Даже если приговор оправдательный и Навального зарегистрируют все те, кто кричал «давайте выдвигать Навального!» тогда будет кричать «он агент Кремля!». Не думаю, что участие Навального способствовало бы повышению явки.