Чем же Тиллерсон привлек Трампа? У главы нефтяной корпорации есть преимущество в том, что «он знает многих игроков, знает их хорошо», заявил избранный президент в эфире телеканала Fox News. «Он заключает крупные сделки в России — не для себя, а для своей компании», — также подчеркнул Трамп. Сам глава ExxonMobil уже заявил избранному президенту о готовности стать госсекретарем.
Тиллерсон не только вел дела с партнерами из России, но и был четыре года назад награжден российским орденом Дружбы. Как отмечает WSJ, он также последовательно выступал за отмену антироссийских санкций, считая их вредными как для Москвы, так и для Вашингтона. В этой связи американские СМИ уже называют Тиллерсона «другом России» и весьма настороженно реагируют на возможность его назначения госсекретарем.
Связи Тиллерсона с российской стороной встревожили и американских сенаторов. «Поводом для беспокойства» назвал их глава сенатского комитета по делам вооруженных сил республиканец Джон Маккейн. Сенаторы-демократы также выразили свое несогласие с возможным назначением Тиллерсона.
Каковы же его шансы на то, чтобы занять пост госсекретаря?
«Сперва кандидатуру на пост главы Госдепартамента рассматривает комитет Сената по международным отношениям, — напомнил в беседе с «МК» руководитель Центра исследований внешнеполитического механизма США Института США и Канады РАН Сергей САМУЙЛОВ. — Затем при получении большинства голосов в комитете кандидатура выносится на голосование уже во всем Сенате. Для ее утверждения необходимы голоса двух третей сенаторов, присутствующих в зале. Существует две модели руководства Госдепартаментом. В первом случае президент определяет внешнюю политику, и тогда на пост госсекретаря назначается человек, не очень сведущий во внешнеполитических делах, но лояльный и пользующийся доверием главы государства. Во втором случае речь идет о президенте, не слишком разбирающемся во внешней политике, — как это было, допустим, при Рейгане или Картере, — и тогда на пост госсекретаря назначается компетентный в этой сфере человек. С моей точки зрения, хоть Трамп и не специалист по внешней политике, но является достаточно сильной личностью, он будет придерживаться именно первой модели. То есть будет осуществлять внешнюю политику из Белого дома самостоятельно, оставив госсекретарю второстепенную роль. И кандидатура Тиллерсона, на мой взгляд, подтверждает это, поскольку он как бизнесмен понимает прагматизм Трампа, осознает необходимость сотрудничества с Россией и не отягощен мессианскими идеями Республиканской партии относительно продвижения демократии во всем мире.
Шансы у него, конечно, невысокие. Сейчас, полагаю, Трамп как раз прощупывает почву в этой связи. Если он поймет, что шансы на утверждение этой кандидатуры малы, он, очевидно, откажется от нее. Хотя по всему видно, что для него самого Тиллерсон — крайне желаемый кандидат».