Возражения против дальнейшего тесного присутствия зятя при тесте можно свести к иронической строке из «Горя от ума»: «Ну как не порадеть родному человечку!». Был даже разыскан в юридических анналах и извлечен на свет божий закон, который препятствует непотизму, то есть кумовству, а в данном конкретном случае — привлечению к работе в администрации близкой родни новоиспеченного президента. А Трамп шагу уже не может ступить без Джареда Кушнера, пообвыкшись с его командной ролью сначала в своем избирательном штабе, а теперь вот в переходном, временном правительстве, которое принимает дела от обамовской администрации и ведает подбором кадров на высшие должности — министров, советников, посланников.
Вот еще одна русская поговорка по случаю: закон что дышло — куда повернешь, туда и вышло. На моей памяти этот антикумовской закон нарушался дважды — когда Джон Кеннеди номинировал своего брата Роберта Кеннеди министром юстиции (Attorney General) и когда Билл Клинтон поручил первой леди курировать реформу здравоохранения. В случае с Джаредом Кушнером есть смягчающее обстоятельство: он не родной новоиспеченному президенту человечек, а породненный, через женитьбу. Однако есть и отягчающее в глазах либеральной общественности обстоятельство: сама принадлежность президентского зятя к ортодоксальному иудаизму да еще любавичского разлива. При этом ни толики антисемитизма, потому как заправилами либерально-демократического крыла американского общества являются именно евреи, но ассимилированные и «невоцерковленные», атеисты и агностики в широком диапазоне: от титулованной «Нью-Йорк таймс» и вездесущей Фирмы («Голдман, Сакс») до супервлиятельных Голливуда, Бродвея, ТВ и прочего развлекалова. Все они ставили на Хиллари Клинтон и теперь пытаются отыграться за свое поражение на Джареде Кушнере.
А в самом деле: как этому тихому еврею, мозгляку и расчетчику, субтильному и моложавому даже для своих 35 лет, с негромким голосом и предупредительными манерами удалось тихой сапой втереться в доверие к недоверчивому до мнительности Трампу и стать его правой рукой? Еще про него говорят, что Джаред — единственный, к кому прислушивается этот эгоцентрист, нарциссист, скандалист, чудило и неслух — в прямом и переносном смысле слова.
Генератор идей
Брак по расчету? Отпадает. Пару недель назад у Дональда Трампа не то что в планах, но даже в помыслах не было стать американским президентом, а касаемо грез — чужая душа потемки, да и какой американский мальчик — а теперь и девочка — не мечтает о Белом доме? Позариться на легендарное Трампово богатство Джаред тоже не мог, потому как сам из семьи нью-джерсийского миллиардера Чарльза Кушнера, да и лично тоже не промах — сколотил огромное состояние на выгодных сделках, купил по соседству с Trump Tower знаменитый небоскреб под знаковым номером 666 на Пятой авеню, а приобретя престижный еженедельник New York Observer, стал еще и медиамагнатом: газета при нем стала заметно вульгарнее, типа таблоида, зато в разы увеличила число интернет-читателей: 6 миллионов к началу этого года! Легко просматриваемое сходство в карьерах Кушнера и Трампа, который, получив от отца миллион, не просто его приумножил, но создал всемирную империю Трампа. Зато характеры у тестя и зятя — противоположные: громогласный, всегда на людях, эксцентрик Дональд и скромный, застенчивый, избегающий света рампы и телекамер Джаред. Хотя как знать. Иванка признается, что ей «понравились в этом парне его наглые мечты».
Их женитьбе предшествовал бурный роман. Они познакомились, когда оба были в самом соку, каждому по двадцать пять. Иванка Трамп тоже к тому времени преуспела в деловом мире — с отмашки своего отца, но и сама по себе, став успешной бизнесвумен и писательницей. Свел их случай: бранч у брокера по недвижимости. «Знал бы он, что ему полагаются комиссионные за самую выгодную в нашей жизни сделку!» — вспоминает Иванка и отмечает одно качество мужа, которое поможет нам понять, почему Джаред так гипнотически действует на Трампа и его окружение: «Все окрест него летит в тартарары, а он остается спокойным и сосредоточенным, пока не найдет выхода из положения».
Так, собственно, и было все семнадцать месяцев избирательной кампании Дональда Трампа. Его команду трясло и лихорадило с самого начала до самого конца. Сколько на него обрушилось обвинений: от справедливых до напраслины и инсинуаций. От него отреклись и его предали даже собственные однопартийцы — республиканцы. Никто не верил, что он будет номинирован кандидатом в президенты, а уж тем более будет им избран. Казус Трампа в том и состоял, что это был безнадежный случай. За это время в его команде сменилось три менеджера, все висело на волоске и могло кончиться катастрофой в любой момент, если бы не ее фактический негласный и несменяемым лидер — Джаред Кушнер. Вот тогда и пригодились успокоительные свойства его характера. Когда все остальные приходили в отчаяние и панику, Джаред Кушнер действовал на своих коллег по избирательному штабу как валерьянка. Это не про него полтора века назад написал наш поэт Тютчев: «И на бушующее море Льет примирительный елей»?
А главное, Джаред Кушнер — генератор идей и лозунгов: от слогана «Сделаем Америку снова великой!» до спасительной идеи отвечать на обвинения обвинениями по принципу лучшая защита — нападение. Так было, к примеру, когда клинтониды вытащили на свет божий нафталинную, с дюжину лет назад, запись пошлого разговора Трампа о женщинах. Полный абзац, хоть сворачивай кампанию! Именно с подсказки Джареда на очередные дебаты кандидатов были приглашены несколько женщин, обвинявших Билла Клинтона в сексуальных домогательствах, а одна так даже в изнасиловании. Так или не так, но сиюминутный эффект от этой контратаки был очевидный: феминистские наскоки на Трампа если и не были отбиты, то по крайней мере нейтрализованы: 42% процента американских женщин проголосовали за пошляка Трампа. О мужчинах и говорить нечего: большинство!
Партизанский внук
Не думаю, что справедливо обзывать Джареда Кушнера самоназначенцем, а тем более самозванцем, но сам он — сначала в избирательном штабе Трампа, а теперь в его переходном правительстве — ответственен за многие ключевые назначения: от вице-президента Майка Пенса до Стивена Бэннона, последнего официального менеджера Трампова избиркома, а через два месяца его старшего советника в Белом доме. Причем за каждую кандидатуру Джареду Кушнеру пришлось бороться. У Стивена Бэннона рыльце и в самом деле в пуху: поддерживал белых супрематистов и сделал парочку заявлений с антисемитским душком. Отмазался — опять-таки с помощью Джареда Кушнера. А Джареду не впервой — на страницах принадлежащего ему New York Observer он и своего тестя защитил от обвинений в антисемитизме.
На пост вице-президента сам Трамп прочил Криса Кристи, но Джаред Кушнер настоял на кандидатуре Майка Пенса, несмотря на его христианскую ортодоксию. А может, именно поэтому — рыбак рыбака… пусть они ортодоксы разных конфессий. А Криса Кристи Кушнер изгнал даже из переходного правительства. Злые языки глаголют, что в отместку за то, что тот в бытность свою главным прокурором Нью-Джерси выступал обвинителем в суде над Чарльзом Кушнером, и тот таки подзалетел на пару лет за решетку за уклонение от уплаты налогов. Однако трамплиеры указывают на объективную причину: за Кристи тянется шлейф компроматных скандалов, в гипотетической перспективе — уголовщина, что могло отбросить тень на самого Трампа.
Джареда часто попрекают его отцом, когда справедливо, а когда нет. К примеру, тем, что он и его брат Джошуа были приняты в Гарвард, несмотря на плохие оценки, но благодаря отцовскому пожертвованию в два с половиной миллиона долларов. И то сказать, одновременно такие же суммы филантроп Чарльз Кушнер отвалил двум другим университетам — Принстону и Корнелю, куда ни одно из его чад не метило. Вот почему у меня нет на этот счет своего мнения: не знаю.
Родители Чарльза — дедушка и бабушка Джареда — из выживших в холокосте. Они познакомились в партизанском отряде. Из ностальгических чувств или из тоски по уничтоженным предкам, Чарльз возил своих детей в Советский Союз, а теперь и внуков — в Белоруссию, где воевали против немца еврейские партизаны. Не с этим ли связано, что ортодоксальный еврей Джаред Кушнер чувствует и называет себя русским?
Миротворец
Вообще, характер у него не просто спокойный, а миролюбивый. Именно миротворцу Джареду принадлежит идея привлечь к работе в новой администрации закоренелых врагов Трампа: от губернатора Южной Каролины Никки Хейли (родом из семьи сикхов-иммигрантов) на пост представителя в ООН без опыта в международке, несмотря на то что Никки выступала против Трампа и назвала его безответственным трепачом во время избирательной кампании, до Митта Ромни — а тот уж как только не изгалялся, не просто критикуя, но словесно уничтожая Трампа. А теперь вот этот мормон — один из главных кандидатов на представительный пост госсекретаря.
Это надо видеть — как бывшие враги идут на поклон к новоиспеченному президенту в Trump Tower. Ну прям как русские князья к татарскому хану за ярлыком на великое или удельное княжение! Шутка.
При этом Джаред Кушнер не то что круглый невежда в политике, вообще без опыта. Как и его шеф, после встречи с которым Киссинджер сказал, что впервые американским президентом станет человек без политического багажа.
В отличие от своего тестя Джаред еще и наивняк. Хоть победителей и не судят, но одно время он был против работы с электоратом, считая достаточными те аплодисменты, которые получал Трамп во время своих выступлений. Или такой вот недавний пример. Трамп стал брать Иванку и Джареда на свои деловые встречи. К примеру, оба-два участвовали в его первой в качестве президента встрече с иностранным лидером — японским премьером, что вызвало критику либеральной прессы. Взял он эту парочку и в Белый дом, куда был приглашен действующим президентом. Пока Обама и Трамп обсуждали дела, Джаред Кушнер прогуливался рядышком с главой обамовской администрации, которого поразил вопрос собеседника: «А как много из ваших людей останется в Белом доме?» — в блаженном неведении, что со сменой президента Белый дом покидает вся его команда.
Нет, Джаред не волшебник, он только учится. Как и его тесть — на президента. И им обоим придется пройти курс в кратчайшие сроки и сдать экзамен экстерном.
Тем не менее на вопрос о ближневосточных проблемах Трамп, полагая своего зятя палочкой-выручалочкой, без тени сомнения сказал: «Джаред во всем этом разберется».
В качестве кого? Какой официальный или неофициальный пост займет в Белом доме Джаред Кушнер, если удастся устаканить юридические вопросы, связанные с его назначением? Специальный посланник? Президентский советник? Серый кардинал? Кавалер розы? Безразлично, на каком именно посту Джаред Кушнер будет волонтером, без заработка. След в след за своим боссом-тестем, а тот установил себе символическую президентскую зарплату в один доллар.