Затишье перед бурей, или, вернее, перед президентской предвыборной гонкой 2018 года, — именно так я бы охарактеризовал очередное Послание Владимира Путина Федеральному собранию.
Торжественное выступление главы государства перед общенациональным «партхозактивом» в Георгиевском зале Кремля по традиции считается одним из главных политических событий года. Путинское президентское Послание-2016 таковым, с моей точки зрения, не стало. ВВП произнес много правильных слов, выступил с целым рядом вполне достойных инициатив. Но, если говорить о глобальных вопросах внутренней и внешней политики, то президент подчеркнуто не раскрывал свои карты.
И такое положение дел вполне объяснимо. В сфере внешней политики Россия в свете неожиданного избрания президентом США темной лошадки с неочевидными политическими взглядами переживает сейчас период, когда все кажется возможным, но ничего точно не понятно.
В сфере внутренней политики власть в РФ только что выиграла важную промежуточную битву — парламентские выборы — и имеет впереди достаточное количество времени, чтобы подготовиться к «генеральному сражению» — перевыборам Путина на пост президента.
Начинать масштабное политическое наступление прямо сейчас — это было бы для ВВП откровенным фальстартом. Поэтому в своем президентском Послании-2016 Владимир Путин и оказался столь скуп на реальные политические откровения.
Впрочем, не будем преувеличивать скупость Владимира Владимировича. Если заявлений типа «сказал как отрезал» в путинской речи не было совсем, то прозрачных намеков на актуальные политические проблемы дня в ней было предостаточно.
«Речь не идет, конечно, о каких-то догмах, о показном фальшивом единении, тем более о принуждении к определенному мировоззрению — все это в нашей истории, как вы хорошо знаете, было, и мы не собираемся возвращаться назад, в прошлое» — разве это не важный политический сигнал?
Как я и предсказывал еще в 2014 году, острый конфликт с Западом привел к резкому повышению температуры российского общественно-политического процесса. Те политические инициативы, которые еще вчера казались абсолютно невозможными, даже гротескными в своей архаичности, сегодня таковыми больше не кажутся. Заявив, что «мы не собираемся возвращаться в прошлое», Путин четко дал понять ультраконсервативной части российской политической элиты: играйте, но не заигрывайтесь!
Но Путин не был бы Путиным, если бы, дав по шапке консерваторам, он тут же не врезал в физиономию их идеологическим оппонентам: «Это не значит, что, жонглируя красивыми словами и прикрываясь рассуждениями о свободе, кому-то можно оскорблять чувства других людей и национальные традиции.
Вы знаете, если кто-то считает себя более продвинутым, более интеллигентным, даже считает себя поумнее кого-то в чем-то — если вы такие, но с уважением относитесь к другим людям, это же естественно».
Браво, Владимир Владимирович! Наконец-то вы обучились искусству возвращать на грешную землю возомнившую о себе невесть что российскую либеральную интеллигенцию. В 2010 году вы, помнится, нервничали, сердились, эмоционально заявляли: «Нельзя опускать органы власти ниже плинтуса, а то придется нашей либеральной интеллигенции бороденку сбрить и самим надеть каску — и вперед, на площадь, воевать с радикалами!»
Выглядело это, если честно, не очень убедительно. Не зря же говорят: «Юпитер, ты сердишься — значит, ты не прав!» В ходе своего президентского Послания-2016 «Юпитер» не сердился. «Юпитер» предупреждал. И это предупреждение, выдержанное во вполне корректных выражениях, на мой взгляд, звучало намного более грозно, чем неприкрытая путинская обида шестилетней давности.
Но путинская раздача всем сестрам по серьгам на этом не закончилась. ВВП счел нужным еще раз предупредить идеологических оппонентов-либералов: «При этом, конечно, считаю неприемлемой и встречную агрессивную реакцию, тем более если она выливается в вандализм и нарушение закона. На подобные факты государство будет реагировать жестко». Правильные слова. Нужные слова. Своевременные слова. Но вот окажутся ли эти слова достаточными?
Суть нынешней внутриполитической линии ВВП — линии, которой он придерживался в том числе и в ходе своего нынешнего послания парламенту, — в принципе понятна. Путин хочет застолбить за российской властью обширную территорию в самом центре российского политического спектра.
В этот четверг ВВП заявил Федеральному собранию: «Граждане объединились — мы это видим, надо сказать за это спасибо нашим гражданам — вокруг патриотических ценностей не потому, что всем довольны, что все их устраивает. Нет, трудностей и проблем сейчас хватает. Но есть понимание их причин, а главное, уверенность в том, что вместе мы их обязательно преодолеем. Готовность работать ради России, сердечная, искренняя забота о ней — вот что лежит в основе этого объединения».
Иными словами, в современной России есть разного рода экстремисты, есть основная, патриотически настроенная масса населения и есть власть. Экстремистам место в политической резервации. А власть и народ объединились и в едином порыве противостоят жесткому давлению со стороны Запада.
В принципе, такая путинская оценка нынешней российской политической реальности довольно близка к правде — за одним важным исключением. В современном российском политическом процессе я не наблюдаю ни особой искренней сердечности, ни особой заботы.
Озлобление из-за конфликта с Западом. Озлобление из-за нарастающих экономических трудностей. Популярность и модность ультраконсервативных идей в структурах власти — все это вместе взятое привело к тому, что российский политический центр сорвался с якоря и дрейфует сейчас куда-то далеко вправо — на политическую территорию, где под видом традиционных ценностей может скрываться нечто гораздо менее привлекательное и нужное для страны.
Я пока не знаю, осознает ли это Владимир Путин. Как уже было сказано выше, в ходе своего Послания парламенту-2016 ВВП предпочел не раскрывать свои карты и выражаться предельно обтекаемо. Даже о революции 1917 года Путин смог высказаться в выражениях, с которыми могут полностью согласиться и пламенные коммунисты, и не менее пламенные антикоммунисты. Не думал, что такое в принципе возможно. Но Владимиру Владимировичу это с легкостью удалось.
Однако нынешнее положение вещей — чисто временное и транзитное. В наступающем новом году ВВП точно придется выложить свои карты на стол. Посмотрим, сколько среди них окажется козырей — козырей Путина и козырей России.
Читайте материал «На послании Путина глава Минэкономразвития Орешкин оказался близок к обмороку»