«Много шуму из ничего» - иначе назвать то, что происходило 25 ноября в Ростове-на- Дону, не получается. Однако виноват в этом вовсе не Виктор Янукович — он прибыл в Ростовский областной суд вовремя и рассчитывал несколько часов отвечать на вопросы, поступающие из Святошинского суда Киева, по видеосвязи.
В Ростове на всякий случай приняли серьезные меры безопасности — об этом читайте в первой части нашего репортажа.
Когда толпа журналистов рванула за черным «Мерседесом», в воздухе пронеслось: «Янукович приехал». Кто на самом деле прибыл в той машине, рассмотреть не удалось. Автомобиль скрылся за воротами.
Ситуацией, когда корреспонденты от скуки не знали, куда себя деть, воспользовались пенсионерки из соседних домов.
- Гляжу в окно, журналисты с камерами. Я тогда кликнула своих подруг, и мы бегом сюда, когда еще удаться своими проблемами поделиться, - радовались неожиданной удаче пожилая женщина.
Проблемы у собеседниц, действительно, были более существенные, чем допрос Януковича. Собравшиеся дружно жаловались на маленькие пенсии, ЖКХ и рост цен на продукты.
Тем временем пронесся слух, что Янукович отказался от переводчика на суде. Сослался на великолепное знание украинского языка. Украинские коллеги усмехнулись. Российские представители СМИ схватились за голову — распознавать содержание диалогов на украинском могли далеко не все.
Проход в здание суда стал отдельной песней. Досмотр велся в такой жесткой форме, что поразились даже бывалые коллеги. Охранники выворачивали карманы, людей ощупывали с ног до головы, объясняли при этом: «А вдруг вы оружие принесли». Сумки вытряхивали полностью, при помощи фонарика «сканировали» даже дамские косметички и кошельки.
Очередь двигалась медленно. В процессе украинские корреспонденты подкалывали российских. В основном шутили про «дружбу» Трампа с Россией.
Уже внутри здания, нас предупредили: операторы, те которые снимают трансляцию – идут в одну комнату, журналисты – в конференц-зал, там поглядеть на допрос Януковича предлагали по монитору.
- Можно хотя бы сфотографировать его? – умоляли фотографы.
После недолгого совещания по поводу фотографов сотрудник суда одобрительно кивнул: «Можно, но не больше одной минуты. А лучше еще быстрее – зашли, щелкнули и сразу вышли. Вам же хватит?».
Около 14.10 в зале пресс-конференций включили трансляцию. На экране – Янукович в синем костюме, белой рубашке, галстук в тон. Вроде и не изменился он совсем, даже похорошел.
Связь с Украиной казалось не очень налаженной. Разобрать, что говорит представитель украинского суда, не предоставлялось возможным. Зато самого Виктора Януковича было слышно четко. Только толку в этом? Большинство собравшихся пожимали плечами: «Что он говорит?». Украинские коллеги немного злорадствовали. Переводить услышанное отказывались.
Чувствовалось, что экс-президент Украины к допросу подготовился более чем основательно. Говорил Янукович быстро, четко, без промедлений. По слухам, он практически не спал несколько дней. Не удивлюсь, если репетировал свое выступление.
Спустя 15 минут после начала заседания и обмена любезностями между представителями двух судов украинская сторона заявила о невозможности начинать допрос по причине отсутствия ключевых свидетелей в зале киевского суда.
Янукович попытался возмутиться, но его быстро прервали.
Украинские коллеги негодовали: «Нас в очередной раз обманули. Рады, что Янукович говорил на родном нам языке, но разочарованы срывом заседания. Хотя это было предсказуемо».
Кто-то в толпе бросил: «Поверьте, это обычное явление. С Савченко такие же сюрпризы возникали».
В итоге заседание перенесли на 28 ноября 14.00.А поникших журналистов все-таки решили немного встряхнуть. «С заявлением к вам выйдет лично Янукович», - объявила сотрудница суда.
В этот момент десяток охранников влетели в конференц-зал, начали очищать проход от камер, сумок. Собравшихся просили освободить часть зала и немедленно сесть по местам. «Стоять не положено», - говорили люди в форме.
Когда поняли, что усадить всех, словно школьников, не получится, предложили пообщаться с экс-главой Украины в холле.
Мы дружно вывалили на площадку, где охранники предусмотрительно натянули ленточку – за нее проход запрещен.
Охранники были везде. На лестницах, в толпе журналистов, около Януковича. Казалось, их гораздо больше, чем представителей СМИ.
Сам Виктор Федорович не выглядел сильно расстроенным. Держался бодрячком. Улыбался. УНа сей раз говорить он начал по-русски.
- Вы видели, что здесь произошло? У меня вопрос один - кто это был? Кто сорвал допрос? – разводил руками экс-лидер Украины. - Сегодня мы узнали, что «Правый сектор» (запрещен в России - «МК»), радикалы вновь по принципу «Майдана» работают за пределами украинских законов, а власть это одобряет. Сейчас прозвучало заявление Авакова: «Мы не дадим Януковичу информационную площадку». Это что значит? министр внутренних дел не исполняет решение суда?
Суд принял решение допросить меня, как свидетеля. Конечно, у них есть страх, что будут раскрыты преступления Майдана. Я сегодня проведу пресс-конференцию. Хотя я не смогу сказать все что я мог бы сказать суду. Учитывая, что через три дня заседание суда состоится, сейчас я не могу дать им шанс воспользоваться моими показаниями за пределами суда.
На том Виктор Янукович удалился. Многочисленная охрана - за ним.
А журналистов вежливо попросили, как можно быстрее покинуть здание суда. Пятница все-таки, работникам суда тоже требуется отдых после напряженного дня.
Все детали сегодняшних событий вокруг Януковича — в нашей онлайн-трансляции