Как все уголовные суды, МУС может возбуждать дело без частного заявителя и не обязан разглашать, кто являлся инициатором процесса. Он этого и не сделал. Результаты предварительного расследования суду озвучила прокурор Международного уголовного суда Фату Бенсуда. Согласно докладу, «Россия задействовала войска для получения контроля над Крымом».
Однако воссоединение Крыма и России произошло весной. И если принять вердикт суда о том, что война началась еще в феврале, то к России вообще не может быть никаких вопросов о том, что делали наши войска в Крыму в марте. Пытаясь в чем-то обвинить Россию, гаагские судьи неожиданно для себя полностью оправдали ее.
При этом в отчете отмечается, что управление Крымом Россия «приняла на себя без огневого боя», а российские военные бескровно «установили контроль над территорией, включая украинские военные базы и правительственные здания».
Ну а как к решению Гааги отнеслись на Украине? Об этом «МК» спросил у украинского политолога, директора Киевского филиала Института стран СНГ Дениса ДЕНИСОВА:
- Россия не ратифицировала «Римский стататут», поэтому для Москвы решения МУС безразличны. Решения гаагского уголовного суда, конечно, могут быть поводом для дополнительного давления на Россию со стороны европейских политиков, но Москва к этому привыкла. Эти декларации и решения международных судов уже не интересны даже и Украине. Всего несколько коротких сообщений в новостях на эту тему — и все, никакого резонанса. На Украине уже все видят, что отношение Европы к Москве улучшается, в ближайшие недели будет рассматриваться вопрос о продлении санкций против России, и ряд стран выскажутся против этого.
- А вот с точки зрения здравого смысла: суд признал, что между нами война. И что нам теперь делать? Бомбами друг в друга бросаться?
- Поэтому на Украине к этому, в основном, и относятся, как к абсурду. И вообще отношения с Россией — не та тема, которая обсуждается сегодня. Она, конечно, никогда не уйдет, пока мы соседи, но на Украине массовые акции протеста, может произойти новая революция — об этом все говорят, а не о Москве и Гааге.
- Когда, на ваш взгляд, отношения России и Украины могут нормализоваться?
- На бытовом уровне они и так нормальные. Ну, может быть, несколько месяцев, чтобы стали хорошими. А на уровне политических элит это может произойти за одну минуту. Пройдет очередной госпереворот, власть сменится, и конъюнктура взаимоотношений Киева с Москвой может поменяться мгновенно.