До этого наша журналистка Елена Мильчановска успела помитинговать за Трампа возле его дома — небоскреба Trump Tower. О первой части ее большого приключения читайте в материале «День выборов с Трампом: у башни миллиардера творилась феерия».
А после — проникнуть в штаб будущего победителя президентских выборов в США и наблюдать за его триумфальным выступлением. Но об этом — в следующем репортаже (следите за публикациями в нашем сюжете «Выборы президента США 2016»
Итак, спецкору "МК", не будучи гражданской США, удалось то, что в Америке с ее суперсерьезным отношением к выборам представить, кажется, просто невозможно, – проголосовать за кандидата в президенты! Причем на участке в школе в Манхэттене, на пересечении 56 улицы и 2 авеню, где голосовал Дональд Трамп и его семья.
Самым простым вариантом для меня было бы попросить у американца бюллетень и заполнить его.
Может, это я чего-то в жизни не понимаю, но в России мы всегда семьей делали так. Когда я была маленькая, то всегда, на всех выборах заполняла бюллетень за родителей. Они брали бланки по своему паспорту, дальше мы всей семьей шли в одну кабинку со шторками, и я своей рукой жирно выводила в квадратике галочку или крестик – знак выбирал старший брат, который следил, чтобы знак я поставила именно за того кандидата, что выбрали наши родители.
Потом опять же я гордо топала к кабинке и под одобрительный кивок тетеньки-наблюдателя опускала бюллетень в урну...
Американцы с пониманием относятся к живущим тут с поддельными документами нелегалам, но свой голос не отдадут никому и никогда – даже просто обвести знак, который они сами поставили.
Когда я только попросила о подобном «своего» миллионера-американца, у которого на время выборов живу на Манхэттене, он чуть не уронил ноутбук на пол, так как схватился за голову. После того, как отошел от шока, он, 35-летний довольно адекватный во всех других вопросах, ровно два часа читал мне нравоучения.
Суть их сводилась вот к чему: "Выборы в Америке – главное дело в жизни любого американца. Абсолютно недопустимо, чтобы кто-то просто так или за деньги отдал свое право проголосовать другому. То, что ты придумала, противозаконно и неприлично. Самая отвратительная и безумная идея, которую я слышал в жизни.
Если найдется человек, кто так для тебя сделает, в тюрьму вас посадят обоих, и надолго, и поделом. Мой голос – это мой голос, и никто не должен быть к нему причастен. Даже муж с женой не могут так делать. Мы не даем наши бланки даже нашим детям.
Вот увидишь, в день голосования люди в очереди не будут друг с другом разговаривать. Мы берем бюллетень, молча идем к тумбе, молча встаем за нее, молча заполняем, молча отпускаем в сканер. И все. На выходе дают наклейку, что я проголосовал. Я, именно я, гражданин Соединеных Штатов Америки.
Да! Мы и своим так никогда сделать не дадим, а уж тебе, гражданке России! Как ты вообще можешь просить участвовать в выборах чужой страны? Что значит "было бы круто и интересно"? Русские совсем сумасшедшие, правду про вас говорят".
А я всего-то просила своего приятеля провернуть детскую схему: дать мне свой бюллетень, чтобы технически я его заполнила и опустила в урну.
Но я не сдавалась: вовремя вспомнила, что после выборов договорилась поселиться у юноши из Бруклина. Я нашла его через сайт для таких добрых людей, которые селят иностранцев у себя бесплатно за гостинец и добрый отзыв.
Наш разговор по телефону длился меньше трех минут. Я только озвучила свою просьбу . Все, что миллионер терпеливо выговаривал мне два часа, бруклинец криком уложил в две минуты, а потом повесил трубку, не попрощавшись (очень грубо для них), заблокировал меня во всех соцсетях и оставил без жилья.
И я пошла на участок в средней школе. Здесь все, как везде в Нью-Йорке: голосование начинается с медленной очереди на вход во всю улицу. Отстаивать я ее не стала, прошмыгнула в холл школы, где мне надо было подойти показать паспорт специальной тетеньке. Но людей там было так много, что я незаметно пошла не к ней, а к бодрым девушкам на входе, у стола со всякой всячиной.
У американцев в системе голосования что-то кардинально отличается от нашего, а что-то нас сильно роднит. Вот на участке, где голосовал Трамп, как в лучшие годы советских выборов, продавали всякий "дефицит" – домашнюю выпечку от местной школоты и учебники. Как мне рассказали, удалось выяснить, что Трамп купил у мальчиков одно печенье с шоколадной крошкой. Оно стоило доллар, он дал три, хотя пацаны, призналась мне их учительница, рассчитывали на большее. Это печенье тут же с прилавков смели (ну все, как у нас), хотя ассортимент в американском выборном буфете широкий.
Так, походив у буфета-читальни, я проскочила в лифт, на котором отметившие паспорта у тетеньки люди поднимались на второй этаж уже для самого голосования.
От лифта в комнату с урнами тоже тянулась очередь: ее пропускали порционно, выкрикивая по десять номеров. Наверное, номера присваивали внизу за показ паспорта, что я пропустила, и поэтому просто прошла внутрь, услышав красивое число и загадав, что оно мое.
Внутри стало не до мечтаний: там права на ошибку у меня не было. Сначала надо было подойти к столу в середине и взять бюллетень, предъявив паспорт. Потом с ним пройти к тумбе для его заполнения – тумбы, защищенные с трех сторон железными дощечками, чтобы сосед не подглядывал, стояли в ряд у стены.
Затем пройти от тумбы – вовсе не к урне, а к сканеру и, сканируя, засунуть в него бумагу. Если кто-то неправильно заполнит, его голосу за кандидата бездушный сканер не даст уйти по информационной трубе, куда следует.
Я просто спряталась в самом спокойном месте – за тумбой. Оборотная сторона тумбы для заполнения бюллетеня, которая видна только тем, кто с этим бюллетенем туда заходит, довольна интересная.
Бланки у американцев сложные, чем-то похожи на наши формы ЕГЭ, права на ошибку не дают, поэтому на тумбе – подробная инструкция на трех языках (английский, испанский, китайский) по ее заполнению с картинкой.
Но бюллетеня у меня опять же не было, и вновь прибывающие гнали меня – мол, не голосуешь – не занимай место, вон какая очередь! И тут я услышала знакомый голос – к урне, о чудо, подошел Серега, бизнесмен из Самары. Он давно получил гражданство, и сегодня оно как никогда пригодилось.
Серега дал мне свой бюллетень без слов – говорить о таком подсудном деле вслух боялся. Жирно-жирно я закрасила кружочек за Трампа – никаких галочек, крестиков и прочих сердечек ставить нельзя, зато, как контроль пароля, красишь за своего кандидата кружочек дважды, в двух разных местах. К сканеру я шла, как в тумане – никто меня не вычислил и не выгнал. И мой голос за Трампа не отобрал.
- Вы проголосовали? Вот вам наклейка! – налепила мне стикер на кофту тетенька-даритель.
- Да она еще как проголосовала, – подал голос Серега. – Первый раз на американских выборах!
- Тогда вот вам еще наклейка! – шлепнула тетенька. Наклеек тут не жалели.
ОБНОВЛЕНИЕ: Мы опубликовали главный репортаж из США "Дональд Трамп дал первое интервью после выборов: "Мне это снится". Читайте о том, как наш спецкор, преодолев многичисленные "кордоны" снайперов, попала в штаб Трампа и о чем поговорила с будущим президентом Соединенных Штатов Америки
Читайте материал «Меланья Трамп: первой леди Америки стала дочь югославского коммуниста»