Первый раз пенсия была упомянута во вступительном слове модератора Тимоти Колтона, представлявшего аудитории тему дискуссии и указавшего на основные трудности, способные повлиять на устройство глобального мира через 10-20 лет. "Когда вы выйдете на пенсию и напишете мемуары", - обронил он, не делая особого акцента на своих словах.
Во-первых, на Западе уход в отставку для политика даже самого высокого ранга - дело вполне естественное. А во-вторых, на трибуне рядом с Путиным уже сидели высокопоставленные пенсионеры, с которыми он плотно работал буквально несколько лет тому назад - президент Австрии в 2004-2016 гг Хайнц Фишер, президент Финляндии в 2000-2012 гг Тарья Халонен и президент Южно-Африканской Республики в 1999-2008 гг Табо Мбеки.
Однако Владимира Путина реплика ведущего явно задела за живое. "Наш уважаемый модератор пожелал мне благополучно выйти на пенсию, - начал глава государства свое выступление перед аудиторией, - Я тоже себе этого желаю, когда время придет". И, сделав паузу, добавил, словно убеждая самого себя: "Это правильно, это нужно сделать".
"Но пока я еще не на пенсии, - подчеркнул российский президент, - Я - действующий руководитель большой державы, я должен быть сдержанным и не проявлять в своих выражениях излишней агрессивности". Тем не менее он гарантировал экспертам открытую и откровенную дискуссию и сдержал обещание, продержавшись на сцене более трех часов.
Путин заранее извинился перед российскими участниками форума, посчитав более важным общение с иностранными гостями, которые в этом году приехали из 30 стран. А в ответ на вопрос, зачем он это делает, признался, что, с одной стороны, ему интересно послушать их мнение, а с другой - это шанс донести свою позицию, что называется "из первых уст". Ведь таких пропагандистских возможностей, как у Белого дома, у российских властей, к сожалению, нет.
Президент явно не собирался обсуждать с "Валдайским клубом" свое политическое будущее. Однако некоторые участники, очевидно, восприняли его слова о пенсии как некий сигнал, и в своих вопросах так или иначе обыгрывали щекотливую тему.
Преподаватель Шанхайского университета, вспоминая о визите российского лидера в Шанхай два года тому назад, посетовал, что в последний момент российская сторона поменяла программу визита, и Путин не смог выступить, как это планировалось, перед студентами. "Но мы все равно ждем вас в нашем университете в ближайшее время. Вне зависимости от того, будете вы на пенсии или нет", - благодушно пригласил китаец. А г-н Черногорский из Словакии, рассуждая о перспективах возобновления соглашения по уничтожению плутония, выражал надежду, что Владимир Путин увидит выполнение всех условий еще как президент России, а не на пенсии.
Когда микрофон у иностранцев удалось перехватить российскому политологу Николаю Злобину, стало очевидно, что дискуссии о планах на дальнейшую жизнь главе государства не избежать. На всех форумах "Валдайского клуба" Злобин задает Путину один и тот же вопрос - о намерениях баллотироваться на новый срок. В этом году он был тем более уместен, поскольку очередные президентские выборы должны состояться уже через полтора года - в марте 2018 ого.
Однако политолог почему-то решил зайти с другой стороны и спросить, что, по мнению Путина, является национальными интересами России. "Не тактическими, не сегодняшнего дня, а такими, которые будут существовать потом, когда вас уже не будет", - в весьма рискованных выражениях уточнил Злобин. И, заметив свою оплошность, поспешил исправиться: "Нет-нет, вам, конечно, еще рано на пенсию. Но ведь когда-нибудь это случится".
Владимир Путин, видимо, был раздосадован такой постановкой вопроса, поэтому ответил предельно кратко и общо: то, что хорошо для русского человека, и есть наши национальные интересы. За этим по идее должно было последовать еще одно уточнение: кто решает, что хорошо для российского народа? Но Злобин уже исчерпал "вотум доверия".
Впрочем, выпавшее из его рук знамя, ловко подхватил профессор истории Калифорнийского университета. Он тоже намекал на пенсию, но по-своему. Отметив, что одни сравнивают Путина с Петром Первым и Екатериной Великой, а другие со Сталиным, американец поинтересовался, о ком будет следующая глава Российской истории. "Например, Вячеслав Володин фактически повторил нам свое высказывание двухлетней давности: "Нет Путина - нет России!" - выдал секреты "валдайской" кухни эксперт.
Путин усмехнулся. "На Екатерину я точно не похож - по гендерному признаку", - пошутил он. По словам президента, при всей важности личности в истории, реальным ее творцом являются сами люди. "О том, про кого будет следующая глава российской истории, тоже ответят люди. Своим выбором", - в очередной раз ушел от прямого ответа ВВП.
Но зал не сдавался. Представительница Всемирного банка, казалось бы, загнала Владимира Путина в угол, прямо поинтересовавшись: будет ли он баллотироваться на пост президента в 2018 году? Но, как говорится, и на старуху бывает проруха. Поскольку американка долго и подробно рассказывала о результатах последних исследований Всемирного банка и явно рассчитывала на комментарии, ВВП сделал вид, что попросту забыл о вопросе про выборы, сконцентрировавшись на других деталях.
Тогда решающую попытку раскрутить Путина на откровенность сделал корреспондент "Дождя". В тот момент, когда ВВП уже поднялся с кресла, чтобы отправиться ужинать с президентами-пенсионерами, он на свой страх и риск прокричал: "Определены ли контуры начала президентской кампании?"
Но даже такой невинный вопрос не заставил главу государства раскрыть карты и послать аудитории встречный намек.
"Контуры не определены!" - отрезал он, и, окруженный толпой экспертов отправился к выходу.
Читайте материал «Речь Путина на «Валдайском клубе» отличилась сарказмом: «Демонизируют новых варваров»