В наступлении на дипломатические грабли приняли участие «Народный фронт», во главе с председателем парламента Андреем Парубием, «Батькивщина» Юлии Тимошенко, «Самопомощь» Олега Березюка и «Радикальная партия» Олега Ляшко.
Даже Надежда Савченко, которая за последние несколько месяцев успела стать одним из главных голубей мира в Верховной раде, заявила, что введением виз Киев обезопасит своих соотечественников в России. При этом в качестве формального повода для обострения отношений политики назвали скандальный арест в Москве украинского журналиста Романа Сущенко, которого ФСБ подозревает в шпионаже.
Первым на защиту безвизового режима встал «Оппозиционный блок». Как сказал его лидер Юрий Бойко, разрыв отношений оставит без поддержки 2 млн его соотечественников, которые уехали в Россию на заработки.
Чуть позднее о своей солидарности с наследниками «Партии регионов» заявил замглавы фракции БПП Алексей Гончаренко. По его словам, партия президента не станет голосовать за введение визового режима, так как против этого высказался МИД Украины. Впрочем, почти сразу после заявления Гончаренко выяснилось, что фракция раскололась — часть депутатов БПП заявила, что выступают за визы.
Однако, как только дело дошло до голосования, выяснилось, что в Верховной раде нет никакого подавляющего преимущества противников сотрудничества с Россией. Например, они не смогли протащить закон о запрете гастролей тех российских артистов, которые не признают свою родину страной-агрессором (из 226 необходимых голосов документ набрал только 174).
Как пояснил «МК» глава Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский, Верховная рада не может принимать подобные законы без одобрения президента: «В парламенте очень много внутрифракционных групп и беспартийных депутатов, на которые при необходимости может опереться БПП, чтобы протолкнуть или заблокировать интересующий Петра Порошенко закон. При этом сама президентская партия за редким исключением не станет перечить своему лидеру и в точности выполнит все его указания.
В нынешнем созыве Верховной рады много противников сотрудничества с Россией, но со временем их не становится больше. Они не могли протолкнуть разрыв дипломатических отношений раньше, не смогут и теперь. Но если однажды у них все-таки получится, хуже от этого будет именно их избирателям, большинство из которых проживают на Западе Украины. Денежные переводы украинцев из России составляют третью по объему статью валютных доходов нашего бюджета. Лишать себя таких денег все равно, что выстрелить себе в ногу».
На момент подписания номера все еще не было известно, какое решение по визовому режиму приняла Верховная рада. Между тем, Порошенко заявил, что визовый режим с Россией нужно провести через общественные слушания, а глава МИД Украины Павел Климкин считает, что прежде, чем что-то ограничивать или разрывать, нужно хорошо просчитать все риски. Отметим также, что конечное решение будет выносить именно правительство Украины, в то время как все усилия парламента сводятся лишь к рекомендации.
Пока украинцы ждут решения своих избранников, «МК» решил выяснить у руководителя Центра стратегического развития стран СНГ Александра Гусева, какой должна быть реакция Москвы в случае визового режима для россиян: «Если Украина решит ввести визы для россиян, мы должны воздержаться от ответных мер. Таким образом она подтвердит формулу, в которой киевский режим является лишь временной помехой в братстве русских и украинцев. К тому же, ответные визовых режим больнее всего ударит по переселенцам с Донбасса, многие из которых пытаются получить российское гражданство».