Носику, как известно, вменялось в вину деяние, предусмотренное 282-й статьей УК - действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды к какой-либо социальной или национальной группе, совершенные публично.
Преступление заключалось в интернет-публикации статьи, в которой Носик всячески приветствовал бомбардировки Сирии - «кто б ни бомбил».
Цитировать ее мы не можем, но спору нет: Носик хватил за край. Вот и правозащитный центр «Сова», специализирующийся на борьбе с экстремизмом (вряд ли у кого-то повернется язык назвать эту структуру близкой к власти), согласен с тем, что Носик отнюдь не безгрешен: «Мы считаем, что высказывания Носика содержат призывы к войне и утверждения о неполноценности сирийцев, которые могут возбуждать вражду по отношению к этому народу». Впрочем, эксперты «Совы» сомневаются в необходимости уголовного преследования блогера, поскольку общественная опасность его высказываний, как они считают, невелика: «Враждебное отношение к сирийцам не имеет большого распространения в современном российском обществе, а что касается призывов к бомбардировкам, то они обращены к правительствам стран, на решения которых мнение Носика не оказывает никакого воздействия».
Но у следствия, прокуратуры и суда иная точка зрения на общественную опасность деяния. Не станем спорить: возможно, пост Носика и впрямь угрожает миру на Ближнем Востоке. Однако нельзя не заметить, что наша Фемида действует не вслепую, а с большим разбором: за одно и то же кого-то карают по всей строгости закона, а к кому-то - никаких претензий.
Примеры? Сколько угодно. Возьмем, например, сравнительно свежее высказывание вице-спикера Госдумы, лидера ЛДПР Владимира Жириновского: «Сейчас теракты идут в Европе... И нам это выгодно. Пусть они подыхают и погибают». Вот более ранее заявление того же политика: «Они (жители Северного Кавказа - «МК») должны рожать столько детей, сколько рожает в среднем человечество. Два, один - все. За третьего - штраф. Не хотят ограничим. Не хотят - окружим колючей проволокой».
Да, вот совсем свежий пример - заявление главы Чеченской республики Рамзана Кадырова: «Тех, кто в Чеченской республике нарушают покой, расстрелять к чертовой матери. Ничего не имеет значения - закон, не закон… Касается вопрос безопасности - расстрелять. Поняли? Ассаламу алейкум, и проблем нет! Вот это и есть закон!».
Последнее высказывание представляет никак не меньшую опасность, нежели хулиганский пост блогера Носика. Ведь адресовано оно не «на деревню к дедушке», а конкретным лицам, подчиненным Кадырова, и риск, что те примут это заявление как руководство к действию - либо уже приняли, - достаточно велик. Однако вместо того чтобы взяться за чиновника, штатные борцы с экстремизмом принялись выискивать смягчающие обстоятельства. Кадырова неправильно поняли, уверяет прокурор Чечни: отрывок, мол, «вырван из контекста». Да и вообще «глава республики не является практикующим юристом, и только этим объясняются погрешности в отдельных его высказываниях».
Носик, между прочим, тоже не является практикующим юристом. Но более существенным, похоже, оказалось то, что он не является одновременно практикующим главой региона, депутатом или, на худой конец, просто сторонником власти. Кстати, если уж человек осужден за одни лишь призывы, то никак не меньшего возмездия достойны те, кто этим вредным советам последовал. Теперь, по логике, беспристрастные блюстители закона должны выяснить, не бомбят ли и в самом деле чьи-то преступные самолеты нелюбимую блогером Носиком сирийскую землю... Короче говоря, не судите - и не судимы будете.