«Голосовать можно только по месту прописки. Никакой тут самодеятельности не будет» - строго заявила мне секретарь участковой избирательной комиссии номер 39 города Донецка. Моя попытка проверить объявление на подъезде – «приглашаются все жители Донецка с паспортом, военным билетом или адресной справкой» - не увенчалась успехом. На праймериз в Донецке голосование было организовано так как надо – с списками избирателей на каждом участке, обученной избирательной комиссией, буфетом при участке, концертом перед ним и прочими атрибутами выборов. Но без особого ажиотажа среди самих избирателей, что вполне понятно.
Праймериз в самопровозглашенных республиках вещь довольно специфическая хотя бы потому, что не предполагают неизбежных последствий в виде обязательных выборов. Это демонстрация возможности организовать республиками самостоятельных выборов в любой момент. Отработка механизма выдвижения кандидатов. Переговорная позиция для переговоров в Минске, наконец. Но никак не выборы. Хотя бы потому, что выборы сейчас невозможны по минским соглашениям. Выборы должны пройти по согласованному закону принятому украинской Верховной радой, что пока не просматривается в ближайшей перспективе. А вот действо в виде «праймериз» в тексте минских соглашений не запрещено.
"Украина, в принципе, постоянно поднимает шум": читайте интервью представителя ЛНР в Контактной группе Владислава Дейнего о праймериз и реакции Киева
Глядя на происходившее в это воскресенье в том же Донецке из Москвы нужно понимать несколько моментов. Во-первых, четко организованное голосование происходило в Донецке и паре ближайших поселковых советов, но при этом не шло в таких крупных городах как Макеевка, Енакиево или Харцызк. Зачем «палить деньги» на демонстрацию?
Во вторых, были объявлены «всенародные праймериз», что означало неучастие общественно-политических организаций в выдвижении «кандидатов в будущие кандидаты» в мэры, депутаты Донецкого городского совета и поселковые головы. Как известно одно из требований республик к будущему украинскому закону о выборах в Минске – никаких партий и флагов, только мажоритарная система. Ее и отрабатывали. Заодно, отсеяли всех неугодных и «понаехавших»:для кандидатов был определен ценз – проживание на этой административной территории не менее 5 лет. Это еще одно местное требование к закону о выборах – никаких кандидатов от бывших регионалов и выехавших переселенцев.
В третьих, Донецк «отрабатывали» по полной – с обильной наружной рекламой, обязательными плакатами о праймериз на каждой легальной торговой точке в городе и обязательной агитацией «кандидатов в кандидаты» на подъездах и в почтовых ящиках. Даже «день тишины» был предусмотрен и очень строгая система аккредитации.
Правда, как раз в день тишины и было громче всего. По городу поехали машины с громкоговорителями , призывающие всех прийти на праймериз и «выявить лидеров на местах, которые способны взять на себя ответственность за будущее земляков». Система голосования за «лидеров», которые потом когда то возможно будут идти на настоящие выборы, очень сложное информационное построение для обычного обывателя. И в последние дни спохватились, что явки может и не быть.
Впрочем, в день голосования ручеек пенсионеров и сознательных бюджетников на участки все же пошел и начал голосовать.
В 10-30 на своем участке голосовать пришел глава самопровозглашенной республики Александр Захарченко. Перед этим было распространено его обращение к гражданам о том, что праймериз призваны отработать систему избирательного процесса «для проведения честных, прозрачных и демократичных местных выборов в будущем». Но главный абзац в обращении явно выделялся: «Мы сами обеспечим соблюдение всех демократических процедур: свободу СМИ, равный доступ для кандидатов, возможность проголосовать всем — внутренне перемещенным лицам и людям с ограниченными возможностями. Безопасность всех участников процесса и международных наблюдателей я гарантирую лично»
В этих словах - ответы на требования Украины о международной полицейской миссии для обеспечения безопасности голосования, о разоружении вооруженных формирований и отводе тяжелого вооружения из «отдельных районов Донецкой и Луганской областей» желательно на территорию России, о допуске украинских СМИ на эти территории, не говоря уже о кандидатах от всех легальных политических партий страны.
Чем дальше идет процесс, тем недостижимей выглядит реализация минских договоренностей в части возвращения в каком-либо виде этих территорий в Украину. Во всяком случае, в нынешних условиях и в ближайший год.
На дольше в этих краях никто не загадывает.