Единый день голосования Элла Александровна предлагает перенести еще на одну-две недели вперед, на самый конец сентября или начало октября. Это, по ее мысли, может повысить явку. Мировой опыт, однако, показывает, что явка мало зависит непосредственно от даты. Да и наша демократическая практика говорит о том же. Были выборы в апреле, на которые не приходили, и выборы в октябре, на которые избиратели не являлись, тоже уже были. А вот в лютые морозы декабря 2011 года люди взяли да и пришли. Это больше зависит от информирования и градуса борьбы, чем от градуса на термометре. Если о завершившейся 18 сентября кампании ЦИК информировал из рук вон плохо, если большинство избирателей о них просто не знали — вот и не пришли. И на две недели позже не пришли бы точно так же.
Теперь о возможности проголосовать с любого участка. Элла Александровна почему-то сказала о создании единой базы всех избирателей в будущем времени. Должен ее разочаровать, но данная база полностью сформирована еще десятилетие назад, она хранится в системе ГАС-Выборы и постоянно обновляется. Когда избиратель приходит на участок, то прежде чем получить бюллетени, он расписывается на листе, где указан его адрес и ФИО. Вот эти листы принтер распечатывает из той самой единой базы данных. Предварительно ГАС-Выборы сортирует эти адреса по избирательным участкам. Можно этого и не делать, всем будет только проще. Однако есть одно «но». Чтобы его пояснить — вернемся к вопросу о том, почему подсчет голосов в этом сентябре (по крайней мере в Москве) затянулся на лишние сутки — до вторничного утра.
ЦИК решил сэкономить на системных администраторах ГАС-Выборы и командировал только по одному на территориальную комиссию. Теперь картина маслом. Возьмем для примера ТИК «Ясенево». Один-единственный системный администратор вводил в ГАС-Выборы начиная с восьми утра в воскресенье данные с 69 участков по явке, а после окончания подсчета голосов на участках — данные итоговых протоколов. Все вручную. Умножаем 69 участков на два протокола (по спискам и по одномандатным округам) и еще множим на 40 строк в каждом протоколе. Добавим к этому, что система не принимает протоколы сразу, а сначала тестирует их на контрольные соотношения. Добавим и усталость живого человека. В итоге у сисадмина каждый участок занимает десятки минут (и это если он — хороший сисадмин, а система не виснет). Вот вам и лишние сутки, которые члены участковых комиссий провели в очереди. Если бы системных администраторов было всего в два раза больше, как при Чурове, — проблем бы не возникло.
А теперь Памфилова предлагает увеличить число сисадминов не в два, а сразу в 60–70 раз. Ведь для того, чтобы голосование любого гражданина с любого участка было возможно, — нужно хотя бы по одному системному администратору ГАС-Выборы на каждый участок, которых к президентским выборам будет более 20 тысяч. Ведь при условии голосования из любого места админ должен будет ввести информацию по каждому избирателю, получившему бюллетень. Технически это было возможно уже давным-давно.
Кстати, именно это и пытался осуществить предшественник Эллы Александровны.
— Подключить систему ГАС-Выборы к каждому избирательному участку по выделенным каналам, не пересекающимся с Глобальной сетью, планировалось еще к 2014 году. Это позволило бы каждому избирателю проголосовать с любого участка и предотвратило голосование более одного раза. Но эта программа автоматизации была приостановлена из-за экономических проблем, — рассказал «МК» бывший член ЦИКа, председатель совета Российского общественного института избирательного права Игорь БОРИСОВ. — Если говорить о международной практике, то есть более дешевая система, например — в Эстонии. У каждого гражданина на руках своя идентификационная «карта избирателя», благодаря которой он может голосовать не только с любого участка, а даже через сеть Интернет. Но это небольшая страна — раз, и даже там система отлаживалась более десяти лет — два. Кроме того, в наших условиях сразу возникнет риск, что работодатель начнет собирать эти карточки с наемных работников и голосовать сам.
Поэтому предложению Памфиловой о замене открепительных на голосование с любого участка можно поставить только один диагноз: к президентским выборам мы совершенно точно не успеем этого сделать. Хотя система уже давно к этому готова.