Как и предрекали эксперты, обещавшие после свержения Каддафи «войну всех против всех» в Ливии, страна в 2011 году оказалась раздробленной. Государство фактически не имеет сейчас центральной власти, право на нее оспаривают как минимум два органа: в Тобруке (правительство, признанное мировым сообществом, но контролирующее немногим больше самого города; в него входит и Хафтар) и в Триполи. Значительные же территории не подчиняются даже им, и раздираемы межклановыми и межплеменными конфликтами. Более того, эксперты «МК» неоднократно отмечали, что Ливия может стать и будущим плацдармом для так называемого «Исламского государства» (запрещенная в РФ террористическая группировка). «Есть основания полагать, что готовится плацдарм, в частности в ливийском Сирте, куда еще осенью прошлого года отправился Абу Омар — эмиссар главы ИГ аль-Багдади», – отмечал, в частности, востоковед Андрей СЕРЕНКО.
Ни российское министерство обороны, ни МИД РФ не подтверждают факта передачи послания Хафтара с просьбой о поставках вооружения.
Вместе с тем, если такой запрос с ливийской стороны все же существует, логичен вопрос – стоит ли Москве ввязываться в события в североафриканской стране? Особенно с поправкой на то, что в сирийский кризис, очевидно, далек от завершения.
«Лучше избежать военного вмешательства в Ливии. – отметил в беседе с «МК» президент Института стратегических оценок Александр КОНОВАЛОВ. – Мы и так весьма глубоко втянуты в сирийские события – значительно глубже, чем рассчитывали, когда начиналась операция ВКС РФ, – и совершенно не представляем, как оттуда выбираться. Тем более, если в случае с Ливией речь даже идет о самолетах. Это значит, что мы должны будем обучать пилотов или же поставлять самолеты с летчиками».
По мнению эксперта, если послание от ливийской стороны все же было, то Москва, скорее всего, предложит помощь в политическом урегулировании: «Расширять военную операцию опасно. Данный регион ужасно сложный. Недавно вроде бы были достигнуты договоренности с американцами по Сирии, и все равно разрешить кризис не получается: Москве и Вашингтону, например, по-прежнему не удается разделить воюющие стороны на «умеренную оппозицию» и террористов. И в Ливии в этом плане тоже будет сложно, поскольку там, на мой взгляд, исламисты одного толка воюют с исламистами другого толка. Разбираться в этом, влезать в это, поставляя сложную военную технику, – не имеет смысла, тем более, при нашем нынешнем бюджете».
Кроме того, отмечает Александр Коновалов, со счетов нельзя сбрасывать и опасность попадания оружия – если оно будет предоставлено, – не в те руки: «Это сродни тому, как если бы оружие поставлялось умеренным исламистам в Сирии, с надеждой на то, что оно не попадет к радикалам».