117 наблюдателей со всего мира высоко оценили проведение референдума. Как сказал представитель ПАСЕ Александр Николоски, голосование было прозрачным, и они доверяют решению азербайджанского народа. Помощник Алиева Али Гасанов утверждает, что конституционная реформа была нужна для укрепления вертикали власти, при помощи которой республику будут выводить из экономического кризиса.
Между тем, Венецианская комиссия не одобрила грядущие изменения. Во-первых, европейским экспертам непонятно, зачем Алиеву нужно продлевать срок президентского правления, если с 2009 года глава государства может переизбираться бесконечное количество раз. Во-вторых, члены комиссии уверены, что право президента распускать парламент приведет к нарушению нормы разделения власти и их независимости друг от друга.
Официальный Баку считает, что «венецианцы» были мотивированы ненавистью к Азербаджану, поэтому принимать во внимание их оценки не стоит. Но проведенным референдумом также недовольна республиканская оппозиция. В частности, противники действующего президента утверждают, что референдум был необходим для того, чтобы Ильхам Алиев смог передать страну своему 19-летнему сыну Гейдару Алиеву, тезке и внуку третьего президента Азербайджана. Но рассказать об этом народу оппозиционеры просто не успели, сокрушается глава Национального совета демократических сил Джамиль Гасанли, так как Конституционный суд одобрил референдум 25 июля 2016 года, а 27 сентября уже подвели его итоги. Впрочем, противники Алиева считают, что голосование надо признать несостоявшимся еще и потому, что на самом деле его участниками стали меньше 25% избирателей.
По мнению экспертов «МК», при помощи референдума Алиев надеется укрепить свою власть на период экономического кризиса, чтобы после него получить возможность передать власть по наследству.
Сергей МИНАСЯН, замглавы Института Кавказа:
- Конституционная реформа была необходима Алиеву для того, чтобы подстраховаться к тому моменту, как из-за падения нефтегазовых доходов в бюджете Азербайджана не останется денег. А произойдет этого очень скоро, так как за последние пару лет манат девальвировался фактически в двукратном размере. Чтобы сохранить свою власть, Алиев наделил себя правом распускать парламент и дистанцировался от правительства при помощи введения вице-президентства. Видимо, он считает, что в тяжелых экономических условиях, он не сможет доверять ни депутатам, ни министрам, на которых будут пытаться влиять олигархи.
Аждар КУРТОВ, главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии»:
- Несмотря на то, что Баку пытается продемонстрировать свой демократизм, всем понятно, что Азербайджан идет по пути укрепления авторитарного режима. В преддверии обострения экономического кризиса Ильхам Алиев пытается «загнать бетон» в основание своей власти, так как его страна очень богата природными ресурсами, которыми при случае могут попытаться завладеть Иран, США или даже террористы, а его при этом свергнуть. Но Ильхаму всего 54 года, и он не собирается прощаться с властью, а когда этот момент все-таки настанет, он вероятно, планирует передать власть своему сыну, как в свое время это сделал его отец. Но Гейдар Алиев был признанным политическим тяжеловесом, чего нельзя сказать о его преемнике. Если тенденция сохранится, и следующий президент окажется еще более слабым государственным деятелем, Азербайджан может пойти по пути Сирии. Республика — это не монархия, и династии к ней неприменимы.
Между тем, в большинстве стран СНГ референдум по изменения госустройства— самое обычное дело: В Конституцию Туркменистана поправки вносились вносились шесть раз. (в 1995, 1999, 2003, 2006, 2008 и 2016 годах) В результате Сапармурат Ниязов (Туркменбаши) получил возможность пожизненного правления. Теперь к тарому же результатк стремится и Гурьангулы Бердымухамедов.
Белорусский президент Лукашенко трижды через референдумы вносил изменения в Конституцию ( в 1995-м, 1996-м и 2004 годах). В результате чего сначала увеличил президентский срок до 5 лет, а затем получил право участвовать в выборах неограниченное количество раз.
В Казахстане изменения в Конституцию вносились три раза: - в 1998, 2007 и 2011 годах. Наиболее существенные поправки, касающиеся статуса президента, пришлись на 1998 год, коглда срок полномочий главы государства был увеличен до 7 лет, отменено ограничение на срок пребывания в должности одного и того же человека, были отменены и ограничения по максимальному возрасту президента,
В Узбекистане в 2002 году президентские полномочия увеличили с 5 до 7 лет.
В 2003 году в Киргизии референдум провели ради того, чтобы разрешить президенту Аскару Акаеву править до 2005 года.
В Таджикистане в мае этого года по итогам референдума лидер страны Эмомали Рахмон получил возможность переизбираться сколько угодно раз.
В декабре 2016 года Армения проведет референдум о трансформации президентской республики в парламентскую.