— Николай Николаевич, вы уже не в первый раз идете на выборы в Думу от центра Москвы. Можно считать этот округ вашей политической вотчиной? К вам тут привыкли. Может, голосуют по привычке?
— Вы плохо знаете москвичей, если думаете, что они могут проголосовать за кого-то по привычке. И плохо думаете о наших политиках, если считаете, что они позволят кому-то превратить сердце Москвы в чью-то вотчину.
Вся моя жизнь по сути прошла здесь, в центре столицы. В 1990 году москвичи проголосовали за меня на выборах в Бауманский районный совет, и я стал председателем Моссовета. А потом меня снова избирали — в Совет Федерации уже новой России. Затем и в Думу, где я отработал уже 5 созывов.
Не хочу громких слов, но я горжусь многолетним доверием москвичей. За это время многое менялось в жизни страны. Менялись и сами избиратели. Выборы всегда были тяжелые. На выборах 1995, 1997, 1999 и 2003 годов городские власти меня не поддерживали. Более того, на выборах в 1997 году в Мосгордуму я проиграл. Но все эти десятилетия москвичи мне доверяли. А я старался работать для них так, чтобы не стыдно было выходить на следующие выборы.
У каждого депутата своя технология работы. Мой метод — работа с людьми. Это еженедельный личный прием и встречи с жителями. Я принимаю людей в среднем десять дней ежемесячно. Из их просьб строится моя работа, и эти встречи помогают отслеживать, как выполняются принятые на городском уровне решения. Поверьте — при загрузке в Думе это совсем не легко. Львиная доля моей депутатской деятельности — это работа с заявлениями граждан. Приходят и инициативные группы жителей. У них вопросы и предложения по ситуации на своей улице, в своем квартале, в районе в целом.
Получается так: помогаешь людям, занимаешься делом вместе с ними − получаешь их поддержку и голоса. Так не только в Москве, но в центре столицы другой формулы доверия просто нет. А вы — вотчина!
— Теперь другой вопрос на засыпку. Вы идете на выборы по одномандатному округу, избираетесь от центра Москвы. Здесь особенный избиратель, которого партийность кандидата может отпугнуть. Как в предвыборной кампании вам помогает или, наоборот, то, что вы являетесь секретарем московского отделения «Единой России»?
— Давайте вспоминать. Когда стало ясно, что одномандатные выборы будут отменены, я обратился к моему избирателю лично и написал письмо, в котором задавался вопросом: «Как вы считаете, стоит ли мне идти на выборы от партии или не избираться вовсе?» Тогда в мою приемную обрушился буквально шквал писем. И большинство людей писали, что партия власти поможет мне в решении проблем жителей и сделает мою работу более эффективной.
Я всегда считал и считаю, что депутат должен в первую очередь представлять людей, живущих на определенной территории. Депутат должен знать округ как свои пять пальцев и помогать в первую очередь своим избирателям. А также и отчитываться перед этими людьми. Тогда работа депутата имеет смысл и по-настоящему эффективна.
Знаете, я видел разные выборы. Сталкивался с использованием очень грязных технологий в 90-е годы, приходилось бороться и против огромных денег, и против соперников с сильнейшим административным ресурсом, часто мои оппоненты совмещали неограниченные финансы и поддержку сильных мира сего. Главная особенность нынешних выборов — возвращение одномандатных округов, необходимость сражаться лично за доверие и голоса людей, самому строить свою избирательную кампанию. Кое-кто отвык от такой работы, а мне она привычна, возможность лично обратиться к избирателям меня радует, придает энергии.
— Про вас говорят, как про одного из самых влиятельных политиков в Думе, а при этом зачастую вы занимаетесь совсем не политическими вопросами — детскими площадками, парковками у школ, качеством ремонтных работ. На что вы тратите свое влияние?
— Для меня нет ничего важнее, чем доверие людей, моих избирателей. Если мое влияние помогает мне решить их проблему, пусть даже небольшую, то оно использовано со 100-процентной эффективностью. А если твои избиратели год за годом, выборы за выборами отправляют тебя представлять их интересы — ты получаешь и силу, и влияние.
Если же говорить о центре Москвы, то тут без влияния и опыта не справишься даже с самыми простыми вопросами. Проблемы чаще всего возникают из-за споров с чиновниками и капитанами бизнеса. Тут понадобятся опыт, знание не только законов и правил работы государственной машины, но и психологии людей, которые ею управляют. Важны и личные контакты. Иногда проблема решается сразу, с ходу, когда те, кто решает вопрос, узнают, что именно ты взялся за дело. Большинство из них когда-то работали вместе со мной.
— В ходе нынешней избирательной кампании в Москве кандидаты дружно ругают плитку, розовых пингвинов, подтопление улиц в центре. Ну и обещают, как всегда, золотые горы. А вы что считаете главной проблемой столицы? Что предлагаете москвичам?
— Мне легче в этом смысле, чем остальным участникам избирательной гонки. У меня есть возможность отчитаться о сделанном и рассказать о своих планах.
Все последние годы мы старались защитить право москвичей на парки и скверы шаговой доступности, на спортивные площадки и стадионы. В центре сохранить их особенно трудно — земля здесь буквально золотая, инвесторы готовы застроить каждый сантиметр.
Тем не менее за последние годы нам многое удалось. Мы отстояли Сад Баумана и стадион «Красная Пресня» от коммерческой застройки. Сейчас идет восстановление заброшенного стадиона «Локомотив» в Басманном районе. Добились разбивки сквера в Большом Спасоглинищевском переулке, а ведь кто только не претендовал на эту территорию — МВД хотело разместить дом ветеранов, Министерство культуры — музей военной формы. Однако мы защитили права москвичей: в переулке будет разбит сквер со спортивными и детскими площадками по проекту, одобренному местными жителями. Да и кучу еще всего сделали за последние годы.
Вместе с москвичами я буду и дальше отстаивать их интересы. Боремся сейчас и будем биться дальше за сохранение Сада имени Травникова, за справедливое расселение многострадального 998-го квартала в Красносельском районе, за решение проблемы Буденовского городка.
Еще одна огромная проблема — отсутствие магазинов шаговой доступности в центре города. В самом центре города есть кварталы, где не осталось ни одного продуктового или хозяйственного магазина! Розничная торговля шаговой доступности должна вернуться в Москву. Будем этим заниматься.
— Конкуренция на выборах ужесточилась — вас это должно беспокоить. Не страшно за исход выборов?
— Конечно, я волнуюсь, это на самом деле конкурентная борьба. У меня 12 соперников, и многое в их действиях меня удивляет. Мне приходилось вести много кампаний, часто я выступал как оппонент действующей власти. Но сейчас выборы — это грызня между собой, а не борьба за избирателя. Я выбираю жителей. И пока они меня поддерживают, пусть о конкуренции думают соперники. А я буду работать.
Публикация оплачена из средств избирательного фонда Гончара Николая Николаевича — кандидата в депутаты Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по городу Москве, Центральный одномандатный избирательный округ №208.