МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Выборы под грифом «секретно»: избирателей лишили информации

Плакатов с кандидатами печатается из расчета три штуки на избирательный участок

Фото: Алексей Меринов

Самое время поговорить о том, что мы хотели бы знать о выборах, но уже не узнаем.

До выборов в Госдуму остается чуть более недели. Впервые за 13 лет нам предстоит проголосовать не только за партийные списки. Половина депутатов будет избираться по одномандатным округам. Скажем, столица разбита на 35 избирательных округов, каждый из которых после 18 сентября получит своего, «родного» депутата. Это к нему жители будут обращаться с просьбами и жалобами в ближайшие пять лет.

Кандидатов на каждый такой мандат много. В Чертановском округе — 13, в Тушинском — 12, в Орехово-Борисовском — 11... В среднем по Москве — дюжина на округ. В среднем по России эта цифра чуть меньше — по девять кандидатов на мандат.

И пора бы уже нам с ними познакомиться поближе. Ждем не дождемся, когда в подъездах наших домов и на информационных досках возле них появится непременный атрибут выборов — изготовленные окружными избирательными комиссиями информационные плакаты с перечнем кандидатов по нашему округу, фотографией и биографией каждого.

Для того чтобы избиратель мог рассмотреть каждого кандидата из дюжины, плакаты на этот раз выполнены крупно — форматом развернутой газеты.

Вот только не дождемся мы их на этот раз в своих домах. «МК» обзвонил несколько окружных комиссий и выяснил, что плакатов печатается из расчета три штуки на избирательный участок. Иначе говоря, их хватит только на то, чтобы украсить само помещение, где нам предстоит голосовать.

Конечно, не стоит отчаиваться. С 7 сентября начали свою работу дежурные по участковым избирательным комиссиям. И каждый желающий в будние дни с 15.00 до 19.00 может прийти на свой участок и посмотреть на плакат там. Не запрещается и сфотографировать плакат, а потом разослать фото друзьям. Правда, для этого нужно знать адрес своего участка, а они почти перед каждыми выборами меняются.

Узнаем ли мы адрес своего участка — зависит от рвения членов каждой отдельной участковой избирательной комиссии. Станут ли они в свое свободное время и за свой счет изготавливать самодельные объявления и расклеивать их. Особенно с учетом того, что ряд муниципалитетов ввел штрафы за расклейку частных объявлений. А некоторые из них, узнав, что официальных плакатов перед этими выборами не будет, объявили: они запрещают размещать на своих досках предвыборную информацию.

Конечно, если повезет, можно попробовать изучить список кандидатов своего округа в Интернете. Но лично мне удалось найти такую информацию лишь по 15 столичным округам из 35.

О том, что государство решило сэкономить на наглядной агитации перед текущими выборами, Центризбирком сообщил еще несколько недель назад. Но лично я тогда подумал, что речь идет о билбордах и растяжках наподобие «Голосуй или проиграешь», без которых, вероятно, действительно можно обойтись. Мысль о том, что речь идет об информационном плакате с перечнем кандидатов, мне даже и в голову не могла прийти.

Однако это так.

— Государство не обязано ознакомить с перечнем кандидатов в депутаты каждый дом. Таких строгих правил нет, — сказал «МК» руководитель Российского общественного института избирательного права Игорь БОРИСОВ. — Перед комиссиями, организующими выборы, стоит задача информирования граждан. Для этого им предоставляются бесплатные площади в печатных изданиях, эфире радио и телевидения.

— Это более эффективно, чем если бы в подъездах висели плакаты?

— Конечно, плакаты не помешали бы. Но все упирается в вопрос финансирования. Нынешняя кампания проходит в период сложного состояния экономики, с урезанным бюджетом. Но я полагаю, что если человеку нужно — он найдет всю необходимую информацию о выборах и кандидатах. Конечно, есть категория престарелых, людей с ограниченными возможностями. Но работу по информированию этой категории на дому по просьбе избиркомов проведут социальные институты и общественные организации инвалидов.

Спору нет, социальные службы работают на выборах с инвалидами и пожилыми людьми очень хорошо. Скажем, перед выборами в Мосгордуму в 2014 году Мосгоризбирком сообщил, что проинформированы о выборах и готовы проголосовать на дому 85 тысяч человек с плохим самочувствием. Общая явка тогда, напомню, составила 20,8% — 370 тысяч избирателей. То есть на дому мог быть разыгран каждый четвертый голос. В итоге, кстати, этого не произошло. Очевидно, часть «лежачих» в последний момент голосовать передумала — и количество бюллетеней из переносных урн ни в одном из округов не превысило 10%.

Вот только я не уверен, что социальные службы в этот раз будут перечислять лежачему больному имена и зачитывать биографии всех 13 кандидатов.

Кстати, на дому оповещают о выборах не только больных, но и здоровых. Вот одно из моих наблюдений о таком информировании. Две симпатичные женщины ходят по подъезду в выходной день и звонят в каждую дверь. Вежливо спрашивают открывающих: не собираются ли они отдать свой голос одному очень хорошему врачу. Если люди отвечают недовольным отказом — прощаются и уходят. Тем же, кто не возражает, рассказывают о враче подробнее, напоминают о дате выборов и дают памятку с адресом избирательного участка.

Собственно, отсутствие информационных плакатов — это козырь в руках тех, кто пользуется тактикой: мобилизуй своего избирателя, а не твой избиратель пусть даже и не знает о том, что грядут какие-то выборы и какие там есть кандидаты. Пусть для него они останутся под грифом «секретно».

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах