«Игра уже сделана»
На вопросы МК отвечает политолог Андрей Грозин
- Можно ли уже предположить, кто станет преемником Каримова?
- Поскольку комиссию по похоронам возглавил премьер-министр Узбекистана Шавкат Мирзияев, то скорее всего он по старой советской и постсоветской традиции и станет преемником. С уверенностью примерно на 80% можно говорить, что следующим президентом станет именно он. Он давно работает в ближайшем окружении Каримова. Его фамилия всегда фигурировала в списке потенциальных преемников у всех экспертов. В составе «тройки» - Иноятов (председатель Службы национальной безопасности Узбекистана - МК), Азимов (первый вице-премьер – МК), Мирзияев. У него серьезный административный опыт, поддержка спецслужб, того же Иноятова, неплохое умение управлять экономикой, опыт работы в ключевых регионах страны. Он крепкий хозяйственник, у него неплохие отношения с Москвой и Пекином. Похуже – с Брюсселем и Вашингтоном, но это дело наживное.
- Возможно, Вашингтон хотел бы видеть на этом посту кого-то другого?
- Конечно, наши американские партнеры хотели бы протолкнуть на должность президента Азимова – узбекского Чубайса, человека, который давным-давно уже включен в ряд мировых финансово-экономических группировок. Но кто ж им даст.
- Возможно ли резкое изменение политического курса Узбекистана с приходом нового президента?
- По большому счету, Мирзияев – это продолжение прежнего правления. Узбекская элита не склонна к резким телодвижениям. Потому что если их предпринять, то система может развалиться и похоронить все ведущие финансово-промышленные группы. Это очень опасно – пытаться в Узбекистане разыгрывать какие-то сценарии типа Майдана или площади Таксим. Да и внутренних ресурсов для этого нет. Оппозиция подавлена. Общество полностью контролируется спецслужбами и МВД. Поэтому почвы для Майдана нет. Попытки раскачать Узбекистан обречены на провал.
- А семья Каримова в узком смысле поддерживает кандидатуру премьера?
- У него хорошие отношения и с вдовой президента Татьяной Каримовой, и с его младшей дочерью Лолой. Со старшей дочерью Гульнарой сложнее, но у нее со всеми плохие отношения. Поэтому ее мнение будет учитываться в последнюю очередь. Но решать будет не жена и не младшая дочь Каримова. Решать будут серьезные узбекские мужчины, которые возглавляют те или иные финансово-промышленные группы. А для них Мирзияев – свой, он человек из этой среды, он вполне адекватен и договороспособен. Президент в Узбекистане – это человек, который выполняет роль арбитра, который утрясает конфликты между различными кланами, не позволяя им приводить к серьезным столкновениям. Это одна из главных его ролей. Я думаю, Мирзияев с этой ролью справится, так как он плоть от плоти т.н. «самаркандского» клана. Судя по тому, как резко пропал с экранов первый вице-премьер Рустам Азимов, можно сделать вывод, что по большому счету игра уже сделана.
«Сегодня в Ташкенте была театральная постановка», - утверждает главный редактор сайта Фергана.Ру Даниил Кислов
- Тело Каримова прилетело в Самарканд еще вчера днем. – считает эксперт. – Автомобили по улицам Ташкента сегодня проехали пустые. Вчера вечером по всем жилым кварталам Ташкента ходили менты и представители администрации, которые уговаривали людей выйти утром на улицы, причем за каждым было заранее закреплено его место. Чтобы создать иллюзию народного горя.
- Кто может стать преемником Каримова? Что изменится в стране после его смерти?
- После Каримова ничего не изменится. Его преемник – это Каримов № 2. Неважно, кто это будет. Вероятнее всего, это будет премьер-министр Мирзияев, который там наиболее влиятельный сегодня человек и который возглавил комиссию по похоронам. Временно исполняющим обязанности президента назначен по конституции председатель Сената, верхней палаты парламента, Нигматилла Юлдашев. Имя этого человека в Узбекистане не знает никто. Его никто никогда не видел, в интернете есть всего одна его фотография.
Будут проведены выборы, там будет несколько участников. Но один кандидат получит на них такой же процент, который получал Каримов – 95 или 98% голосов. То есть политическая модель, которую построил Ислам Каримов, сохранится.
- Какую роль будет играть семья покойного президента? Сохранит ли она влияние?
- Абсолютно точно, что супруга президента Татьяна Каримова остается одним из самых влиятельных людей в Узбекистане. Но сегодня на проводах мы видели ее только с одной дочерью – Лолой. Второй дочери, Гульнары, которая гораздо более известна, сегодня вообще нигде нет. Она была приговорена к домашнему аресту на 5 лет за финансовые махинации. Она впала в опалу еще при жизни отца и была изолирована, два года ее не видно нигде. Она перестала быть публичным политиком и полностью растратила свой политический капитал.
Читайте материал: Президента Узбекистана похоронят в ансамбле мавзолеев царственных особ и знати