Изначально, когда создавалась Росгвардия, руководство страны вменяло ей одну из ее главных задач — усиление контроля за оборотом оружия. Тема эта сегодня болезненная и неоднозначная. Российские суды завалены исками от производителей и продавцов оружия.
-Уже несколько лет, к примеру, идут суды, касающиеся турецкого оружия, - рассказывает представитель ведомства Светлана Тернова. - Его ввозили в РФ под видом сигнального (так оно проходило в декларации). По факту же это было газовое оружие. Таможенные органы первыми забили тревогу, заметив несоответствие. Сейчас им уже удалось доказать свою правоту в судах. Вообще много примеров того, как оружие летального действия выдается за совершенно иное, не представляющее угрозы жизни и здоровью человека.
Почему такое происходит? С одной стороны, не хватает специализированных центров по сертификации. То же газовое оружие могут идентифицировать единицы таких учреждений, потому продавцам или производителям проще выдать товар за другой, чтобы получить на него легальные документы. С другой стороны, виной всему может быть не просто злой, а преступный умысел: экстремисты и террористы пытаются ввести боевое оружие в Россию (или провести через нее в другие страны), запутав таможенные и пограничные органы. При этом они зачастую предоставляют полный пакет документов, повреждающих, что ввозимый арсенал — это травматическое, коллекционное или сигнальное оружие.
- Сейчас сертификация оружия возложена на частные структуры, - продолжает Тернова. - Чтобы усилить роль государства в этом процессе, который затрагивает непосредственно интересы национальной безопасности, продумывается вопрос о создании центрального органа по контролю за сертификацией в Росгвардии. Как это будет выглядеть? Оружейные эксперты Росгвардии станут мгновенно получать информацию о выдаче любых сертификатов, о перевозке даже крошечных партий оружия. Они же будут разрабатывать новые методики и стандарты, которые поставят заслон контрабандистам.