После освобождения от боевиков ИГ Джераблус заняли силы «умеренной» сирийской оппозиции – так называемой Свободной сирийской армии (ССА), пользующейся поддержкой Анкары и Запада. Свой флаг члены группировки водрузили на въезде в населенный пункт. «Боевики ИГИЛ не оказывали большого сопротивления, – цитирует The Washington Post слова повстанца ССА Ахмеда аль-Гадера. – Они начали отступать после того, как турецкие войска прошли через границу… Мы захватили основные здания города, и там все сейчас спокойно».
Военная операция, которая проводилась на фоне официального визита вице-президента США Джозефа Байдена в Турцию, получила публичную поддержку американских властей. Что касается курдских военных групп, которые вели наступление на Джераблус, то Байден посоветовал им уйти с западного берега реки Евфрат, передает Associated Press. Сообщается, что курды согласились с этим требованием. «Они не могут и не будут ни при каких обстоятельствах получать американскую поддержку, если они нарушат это обязательство», – пригрозил вице-президент.
Комментируя «Щит Евфрата», турецкие власти отмечают, что хотят создать «свободную от терроризма зону» вблизи своих границ. Под террористами Анкара понимает не только ИГИЛ, но и курдские вооруженные формирования – Отряды народной самообороны (YPG) и «Демократические силы Сирии» (SDF). Эти группы, которые эффективно воюют на севере Сирии против ИГИЛ, турки связывают с радикальной Рабочей партией Курдистана (РПК), которая иногда устраивает теракты на территории Турции.
«Это означает сильную ссору между США и курдами, – заявил «МК» независимый востоковед Григорий Меламедов. – Американцы, может быть, попытаются отыграть назад, но сейчас такое впечатление, что все оказались в неловком положении. Турецкое вторжение всех поставило в тупик, поэтому все либо молчат, либо делают странные заявления… Очевидно, США решили сделать ставку на иракских курдов, на их президента Масуда Барзани и на ту часть сирийских курдов, которая ориентируется на него. Внутри Курдистана идет сильная клановая борьба. Но я думаю, что Соединенные Штаты ошибаются, если они решили сделать эту ставку, потому что РПК более привлекательна для радикальной курдской молодежи. Это не только националистическое движение, но и левое движение, революционное. Поэтому вся курдская молодежь, которой хочется подвигов, ориентируется на Рабочую партию, а не на Барзани.
Сейчас опасность заключается в том, что турецкая армия, судя по всему, после взятия Джераблуса готова идти на Алеппо. А там остается всего 100 км до прямого соприкосновения с войсками Башара Асада. Это означает прямую конфронтацию. Эти 100 км находятся под контролем ИГИЛ, но, судя по тому, как до этого действовала эта группировка, она предпочитает отступать перед турецкой армией».