МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Зачем ПАРНАС и «Яблоко» распугивают своего избирателя призывами вернуть Крым

«Рассерженные горожане» больше не знают, за кого голосовать

Партии, ориентированные на европейские ценности и ту группу российского населения, которую сравнительно недавно называли «рассерженными горожанами», повергают своего потенциального избирателя в ужас. Создается ощущение, что их боссы просто посходили с ума. Несколько дней назад отец-основатель «Яблока» Явлинский заявил, что Крым нужно чуть ли не отдать Украине, а накануне представители ПАРНАС обратились к украинскому руководству с просьбой разрешить им работу в Крыму перед выборами в российскую Госдуму. Политологи и социологи уже тщательно откомментировали то, как оценивает подобные заявки электорат. Они или воспринимаются как предательство, или вызывают чувство брезгливости, либо наводят на подозрения, что Киев платит этим партиям деньги, но в любом случае избиратель от таких участников политической игры разбегается. Поэтому не буду повторяться, а попробую понять: зачем эти партии так поступают сами с собой и рубят свою собственную избирательную кампанию на корню?

Фото: Геннадий Черкасов

Для начала спросим у них самих.

— Да, мы знаем, что нашу позицию не все могут понять, — сказал «МК» экс-председатель «Яблока», а ныне руководитель московской парторганизации Сергей Митрохин. — Но мы не жириновцы, чтобы ради голосов избирателей жертвовать своими идеями. Мы исходим из общепризнанных мировых ценностей, а это значит, что Крым станет российским только поле того, как это признает Украина и весь основной мир. Поэтому мы предлагаем провести референдум по Крыму с согласия Украины.

— Но голосовать на выборах 18 сентября будут не украинцы и весь мир, а мы, россияне. И лично мне ваша позиция по Крыму и заигрывание с Украиной запрещает отдать голос за вашу партию...

— Это выбирать каждому, это ваше дело.

Вот так. Эти партии не интересует, проголосуют за них или нет. То есть они, вероятно, уверены в том, что какой-то мифический добрый дядя «сверху» подбросит им голосов вместо избирателя. Кстати, «Яблоко» — партия, которая на данный момент финансируется из государственного бюджета, и чтобы это финансирование сохранить, ей требуется набрать 3% голосов на выборы в Госдуму. Другой вариант: партийные боссы заранее запрограммировали поражение своих партий, чтобы потом на нем можно было спекулировать и делать уже свою личную зарубежную карьеру. И сейчас предпринимают попытки к тому, чтобы это поражение было как можно более сокрушительным и заметным. Представляется примерно такая жалоба «всему прогрессивному человечеству»: в России не менее 15% электората исповедуют демократические и прочие западные ценности, не хотят голосовать за партии, ассоциирующиеся с Кремлем (это и ВЦИОМ докажет). Но мы не собрали и десятой части от этой массы. Это значит, что наши партии притесняются, а избиратель запугивается. Ну и дальше понятно: пожалейте, дайте денег и т.д. И ведь дадут. Только, конечно, не партии, которая не может получать зарубежное финансирование, а персонально партийному боссу, всеми гонимому.

Впрочем, это лишь мой личный домысел.

А не домысел то, что этим 15% избирателей, как теперь выясняется, голосовать просто не за кого. И это обидно.

Кстати, политолог Игорь Бунин совершенно не согласен с моим домыслом о том, что партии демократического поля умышленно разгоняют и отталкивают своего избирателя. Они просто ошибаются.

«Конечно, западные эксперты очень высоко оценивают позицию этих партий по Крыму и хвалят их, — сказал Бунин «МК». — Но то, что их одобряют западные политологи, не означает, что их поддержит российский избиратель. Руководители этих партий знают из открытой социологии и о том, что до 10% россиян сомневаются в законности присоединения Крыма. Но это не значит, что те же проценты проголосуют за партии, которые предлагают отдать его или даже оспорить его принадлежность к России.

Лидеры этих партий ушли в понимании западных ценностей намного дальше, чем их потенциальный избиратель. Они даже не удосужились разобраться, что стало с «рассерженными горожанами». В Москве сочувствующих этому движению, по моим оценкам, было от 600 тысяч до миллиона. После присоединения Крыма эта группа разбилась на 3 части. Одна — не более 50 тысяч человек — осталась непримирима к нынешней власти. Остальные разделились надвое. Значительная часть примкнула к путинскому большинству, приняв патриотическую риторику, и готова проголосовать за лояльные Кремлю партии. Но другая часть осталась при своем мнении относительно демократии в России, но не хочет плевать против всеобщей радости по поводу присоединения Крыма. Она хочет сохранить свою «самость» и ориентированность на Запад, но ей тяжело находиться в перпендикуляре к большинству. Эта часть хочет быть услышанной, представленной в парламенте. За нее демократам и нужно бороться, но найдя гораздо более взвешенные формулировки по Крыму».

Однако наши демократы, к сожалению, выбрали противоположный путь.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах