Уже давно визит иностранного лидера не вызывал такого ажиотажа. Длинная вереница журналистов выстроилась к пропускному пункту Константиновского дворца уже за два с лишним часа до начала переговоров Путина с Эрдоганом. По данным кремлевской пресс-службы, для их освещения аккредитовались 140 представителей СМИ, причем не только российских и турецких, но также ВВС, Рейтер, Блумберг, Аль-Джазиры, АФП, Аль-Арабии и тд. От нечего делать журналисты фотографировали друг друга и окрестности Стрельны (турков особенно веселила надпись "МОРЕ", установленная напротив покрытого серыми тучами Финского залива), а также искали самолет Эрдогана на сайте Флайтрадар. "Пересек границу! - подбадривали они друг друга, - Приближается к Колпино! Осталось совсем чуть-чуть!"
В Константиновском дворце много помещений с говорящими названиями - например, Троянский зал, гостиная Минервы, гостиная Сатиров... Для встречи двух лидеров тоже отвели помещение со смыслом - Греческую гостиную, напоминающую о склонности турок к конфликтам, причем, не только с Россией. Из-за задержки Эрдогана Владимир Путин переступил ее порог на час позже, чем было намечено по графику - в 14.00. Какое-то время он одиноко стоял посередине, напряженно разглядывая потолок, и не обращая внимания на приступивших к "обстрелу" фотографов. Вполголоса переговариваясь, в комнату вошли глава МИДа Сергей Лавров и помощник Путина по внешней политике Юрий Ушаков, сыгравший по данным турецких СМИ ключевую роль в примирении двух лидеров. Ушаков положил на столик карточки с полезной информацией и тезисами, которыми ВВП обычно пользуется на переговорах. Но Путин никак не реагировал. Он был очень сосредоточен. И, по всей видимости, прикидывал в уме возможные варианты: как будет вести себя Эрдоган? Сразу назовет как давеча в интервью "дорогим другом Владимиром"? Бросится обниматься? Извинится? Или сделает вид, что ничего не произошло? Правильным в итоге оказался последний вариант, и, скажем прямо, - это вряд ли удивило Владимира Путина.
Об инциденте с СУ-24 турецкий лидер не обмолвился ни словом. Он не извинялся, и даже не сожалел. По мнению Эрдогана, российско-турецкие отношения уже вошли в положительное русло. И нынешняя встреча нужна прежде всего для того, чтобы придать им ускорение. "Уверен, что теми шагами, которые мы с вами совершим, мы начнем еще более расширяющий процесс", - коряво перевел турецкого гостя переводчик. Впрочем, надо отдать должное Владимиру Путину - он тоже не педалировал тему размолвки и лишь вскользь упомянул о ее причинах. "После известной трагедии, в результате которой погибли наши военнослужащие в ноябре прошлого года, наши отношения скатились на очень низкий уровень, деградировали", - констатировал известный факт российский президент.
С гораздо большей охотой оба лидера говорили о неудавшемся госперевороте в Турции, ускорившем нынешнюю встречу (изначально она должна была состояться на полях саммита "большой двадцатки" в Китае). ВВП напомнил, что он одним из первых позвонил Эрдогану, чтобы выразить свою поддержку "по преодолению внутриполитического кризиса". "Это наша принципиальная позиция: мы всегда категорически против любых попыток неконституционных действий", - подчеркнул российский президент, - Хочу выразить надежду на то, что под вашим руководством порядок и конституционная законность будут восстановлены". Это проявление солидарности, по словам Эрдогана, всех в Турции очень обрадовало - и прежде всего турецкий народ. "От нас с вами многого ждут в политическом плане. Я верю, что наше сотрудничество внесет большой вклад в разрешение многих проблем в регионе", - сказал он.
Публичный обмен любезностями не оставлял сомнений: черная страница российско-турецких отношений перевёрнута, Анкара и Москва готовы начать диалог с чистого листа, оставив на полях взаимные обиды и претензии. Эрдоган привез с собой большую делегацию, в которую вошли министры экономики, сельского хозяйства, транспорта, туризма, энергетики и природных ресурсов, а также глава национальной разведки и секретарь по оборонной промышленности. Когда номер "МК" сдавался в печать, переговоры еще продолжались. Однако г-н Эрдоган ни капли не сомневался в их положительном исходе: уже на встрече с Путиным он объявил, что Турция будет счастлива до конца года принять у себя Совет сотрудничества высшего уровня, возглавляемый лидерами двух стран. Созыв совета будет означать, что российско-турецкие отношения окончательно вернулись к состоянию "business as usual", а кто прошлое помянет, тому - глаз вон.