— Расскажите о цели вашего визита в Москву.
— Цель нашего визита — закрепить межпарламентские контакты между Верховным советом Приднестровской Молдавской Республики и Госдумой РФ, а также оживить межпартийные связи между партией «Обновление» (которую ныне возглавляет Галина Антюфеева) и партией «Единая Россия». Мы считаем эти контакты очень перспективными. Нас интересуют многие программы «Единой России», которые мы хотим внедрить у себя. С 2006 года Верховный совет работает над гармонизацией российского законодательства и законодательства ПМР.
— Я была в Приднестровье прошлым летом и убедилась в том, что экономическая ситуация в республике очень непростая. Как обстоят дела сегодня?
— Сегодня Приднестровье оказалось в «интересном положении». Нас окружают такие государства, как Молдова и Украина. Данное соседство, безусловно, сказывается на нашем социально-экономическом положении, которое весьма непростое. Мы находимся на спаде экономического развития, к сожалению. Но есть основания предполагать, что все можно исправить. Как спикер парламента я вижу основную задачу в оздоровлении наших внешнеэкономических связей с РФ. Мы приехали не просить денег. Мы хотим сделать так, чтобы Приднестровье было экономически интересно для России. У нас есть, что предложить. России может быть интересна продукция нашей легкой промышленности и сельского хозяйства. И в наших интересах, и в интересах РФ устранить между нами все недомолвки и недопонимание. Во время последнего визита в Тирасполь спецпредставителя Президента РФ по Приднестровью Дмитрия Рогозина мы в Верховном совете озвучили свое видение решения тех проблем, которые на сегодняшний день существуют. Например, граждане Приднестровья получают сертификат материнского капитала, но не могут его применить у себя. Сейчас, думаю, этот вопрос будет решен. Наши дети смогут применить этот сертификат при поступлении в вуз. Его можно будет применить при капитальном строительстве. Есть также проблема с получением российского гражданства молодыми людьми, которые родились после 1992 года. Данный вопрос, думаю, тоже будет решен.
— Как вы оцениваете роль России в качестве гаранта урегулирования приднестровского конфликта?
— Россия выполняет миротворческую миссию на территории Приднестровья. Формат этой миротворческой операции уникален. За 24 года ее проведения ни один миротворец не погиб при исполнении служебного долга и не было ни одного боестолкновения. Это показатель. В операции принимают участие миротворческие подразделения Приднестровья и Молдовы. То есть это бывшие противоборствующие стороны, которые вместе охраняют мир и покой на нашей земле. У нас общая история, общая культура, общий язык, общая религия — это основа успешности миротворческой миссии России.
— Но насколько я знаю, в связи со сложившейся на Украине ситуацией есть определенные трудности с ротацией и снабжением миротворцев…
— Для России это не трудности. Россия — великая держава, которая в состоянии эти проблемы решить.
— Как не трудности? Ротация проходит сегодня?
— Конечно, проходит.
— Можно ли говорить о том, что со стороны Украины Приднестровье полностью блокировано? Границы закрыты?
— Нет, нельзя сказать, что границы закрыты. Граница закрыта — это когда поставили блоки на дороге и никого не пускают. Есть проблемы, конечно. Главная проблема в том, что Украина не пропускает через свою территорию граждан России со стороны Приднестровья.
— Даже тех, которые постоянно живут в Приднестровье?
— Не даже тех, а именно тех, которые живут в Приднестровье с российскими паспортами. Это проблема. Это ставит вопрос о свободе перемещения граждан. На мой взгляд, это недопустимо.
— А остальных пропускают?
— Тех, у кого иное гражданство, пропускают. Кроме того, в принципе никто не препятствует сегодня торговым отношениям Приднестровья с РФ через территорию Украины. Однако для того, чтобы мы свободно торговали через территорию Украины или с Украиной, мы должны проводить двойную таможенную и фитосанитарную регистрацию. То есть наши приднестровские предприятия, чтобы торговать с Украиной, ЕС или Россией, вынуждены проводить регистрацию в Молдове, получать там разрешительные молдавские документы и платить таможенные сборы. Это помимо того, что они регистрируются на территории Приднестровья и платят у нас налоги. Естественно, это повышает себестоимость продукции.
— А проблем с вывозом продукции сейчас нет?
— Скажу так: данную проблему вполне можно решить со стороны РФ. Когда Молдова подписала соглашение об ассоциации с ЕС, Россия ввела ограничительные меры в отношении ее. И наши предприятия попали под эти меры. Потому что юридически все наши предприятия для РФ — это молдавские предприятия, согласно международному праву. Но сейчас эта ситуация в отношении приднестровских предприятий меняется.
— В каком положении сегодня находится население республики? Я знаю, что в прошлом году правительство было вынуждено пойти на непопулярные меры, в частности на 30% были урезаны пенсии и зарплаты бюджетникам. Как обстоит дело сейчас?
— Ситуация сложная, но положительные изменения есть. Благодаря позиции Верховного совета полнота выплат восстановлена. Девальвация национальной валюты сегодня не происходит, нет инфляции на том уровне, который предполагался. И это позволяет сохранить статус пенсионеров и работников бюджетной сферы на том уровне, на котором он был два года назад.
— А те деньги, которые недоплачивали, вернули?
— Выплатили. Все это произошло после избрания нового состава парламента.
— А что с тарифами?
— В этом году роста тарифов не наблюдается. Все остается на уровне 2015 года. Но проблема не в этом. Проблема в том, что необходимо развивать новые производства, создавать новые рабочие места.
— В настоящее время приднестровский парламент проводит ряд расследований в отношении различных околобюджетных «серых схем». Однако следственный комитет ПМР отказал в возбуждении уголовных дел. Будут ли продолжены расследования, несмотря на то, что практического результата пока нет?
— Результаты есть. Например, было расследование по невыплате 30% бюджетникам. Решение принято. Все долги отдали. То же самое по валютному кризису и по ряду других дел. Парламент лишь фиксирует факт нарушения, он не принимает решения о виновности того или иного лица. Он предлагает иным органам принять окончательное решение. В Конституции ПМР записано, что Верховный совет является не только законодательным, но и контролирующим органом власти. В Конституции четко сказано о проведении парламентского расследования. Наша цель — не назначение виновных, а оценка ситуации и создание законодательного механизма недопущения злоупотреблений впредь.