«Пробить стеклянный потолок» в американском политическом фольклоре означает первой или первым совершить нечто такое, чего раньше никогда не совершалось. Так что Хиллари Клинтон 26 июля сотворила историю. Буквально весь съезд поднялся на ноги. А молодежь стала прыгать.
Основной союзник Клинтон сенатор Берни Сандерс из Вермонта сыграл в этой исторической драме символическую роль, присоединившись к делегации штата Вермонт и призвав демократическую партию объединиться вокруг Хиллари.
Но, конечно, съезд больше всего потрясла речь бывшего президента США Билла Клинтона, который появился на трибуне после 10 часов вечера. Он рассказал о 45 годах совместной жизни с Хиллари, которую их политические враги пытались выдать за карикатуру. Хиллари Клинтон — один из самых непопулярных номинантов в современной Америке, и ее супругу пришлось попотеть, создавая образ несгибаемого политического борца, нежной жены и матери.
Как бы спохватившись, что он проговорил уже 38 минут, нарушив регламент, Клинтон сказал, что пора вернуться к повестке дня.
В своей затянувшейся речи экс-президент сказал, что Хиллари никогда не бросает на волю судьбы людей. «Так она никогда не бросала меня», — продолжил он.
Что имел в виду бывший американский лидер, трудно сказать. Скорее всего бросал ее он.
Несколько ранее молодые ребята Сандерса провели скоординированную демонстрацию протеста против Клинтон и ее номинации. Они говорили, что это их первый съезд и они не чувствуют никакой партийной лояльности к Клинтон, прогрессивность которой для них под вопросом. «Я отнюдь не поддерживаю Хиллари, поскольку ее слова — это только слова. И я полностью не доверяю ни ей, ни нашей повестке дня», — сказала, например, Ингрид Олсон, делегат от штата Айовы. Результаты голосования по штатам таковы: Клинтон — 2842 голоса, Сандерс — 1865 голосов. 56 делегатов воздержались.
В зале съезда и на улицах проходили огромные демонстрации протеста против номинации Клинтон. Они во много раз превосходили протесты против номинации ее же в 2008 году в Денвере. Но противоречия между Сандерсом и Клинтон на сей раз куда более глубокие, чем когда-то между Клинтон и Обамой.
Но вернемся к выступлению Билла Клинтона. Его основной задачей было «очеловечить эту железную леди». Он долго рассказывал о своей первой встрече с Хиллари в Йэльском университете в 1971 году; честно пересчитал хорошо уже известные профессиональные достижения своей жены. Он также пытался нарисовать портрет супруги как матери – эта сторона ее жизни малоизвестна. Рассказ о том как Хиллари перевозила свою дочь Челси в студенческое общежитие Стенфордского университета был трогательным.
Съезд набирал обороты, но было заметно, что Сандерса почти что никто не упоминал. Это было специальное решение, принятое руководством штаба Хиллари. Дело в том, что она уже стала номинанткой и поэтому она хотела, чтобы все ораторы фокусировались на ее характере и на необходимости решительной борьбы с Трампом.
Трогательным было выступление девяти афроамериканских матерей, дети которых оказались жертвами насилия с применением огнестрельного оружия. Женщины скандировали: «Черные жизни тоже имеют значение!», – они вели избирательную работу в пользу Хиллари Клинтон. Одна из матерей, Люсия Макбат, чей 17-летний сын Джордан Дэвис был убит после того, что кому-то не понравилась громкая музыка, доносившаяся из его автомобиля, сказала о Хиллари, что та не боится говорить «черные жизни тоже имеют значение».
Съезд не обошел стороной и религиозные воззрения Клинтон. Было специально проиграно видео, на котором она просит, чтобы люди молились, а потом сама присоединяется к молящимся.
Это видео находится в резком противоречии с тем, что было на конгрессе республиканцев. Там проблема религии и религиозных взглядов Трампа осталась на заднем фоне.
Глядя на всю эту мелодраматическую эскападу, я подумал о том, как легко было бы развалить ее, если бы Дональд Трамп — основной соперник Клинтон, – решил бы заслать на съезд демократов своих лазутчиков, которые в самый сентиментально-патетический момент речи Билла Клинтона начали бы выкрикивать из зала: «А ты бы лучше рассказал о твоих сексуальных похождениях, например, с Моникой Левински!» А еще сильнее — если бы ему удалось подзадорить на это саму Монику. Естественно, не задаром, а за солидный гонорар.
И тогда «чейндж мейкером» — создателем перемен — стал бы он сам.
Черт его знает, то ли у Трампа не хватило ума догадаться до этого, то ли он все-таки не дьявол из Дантова ада.