«Отродясь такого не бывало, и вот опять то же самое!» — сказал некогда мой самый любимый премьер-министр России Виктор Черномырдин. Обычно афоризмы Виктора Степановича исключительно точно отражают российскую действительность. Ситуация, в которой накануне Олимпиады в Рио-де-Жанейро оказался наш спорт, — редкое исключение.
Словосочетание «и вот опять то же самое!» — в данном случае глубоко неуместно. Такого действительно «отродясь не бывало». Мы столкнулись с беспрецедентным национальным унижением, беспрецедентным репутационным кризисом, беспрецедентным управленческим коллапсом.
Конечно, в истории отечественного спорта были самые разные страницы. В период с 1920 по 1948 год наша страна совсем не участвовала в Олимпийских играх. Наших представителей не было ни в 1924 году в Париже, ни в 1932 году в Лос-Анджелесе, ни в 1936 году в Берлине. В 1980 году нас бойкотировали. В 1984 году мы устроили ответный бойкот — снова «досталось» Лос-Анджелесу, который в плане нашего участия в Олимпиаде, видимо, является «заколдованным» городом.
Но все эти обидные моменты истории, с моей точки зрения, и рядом не стояли с тем, что происходит сейчас. Во всех вышеперечисленных случаях никто не покушался на нашу спортивную честь. Во всех вышеперечисленных случаях отечественный спорт был невинной жертвой большой политики.
Сейчас ситуация принципиально иная. Страну, которая привыкла считать себя одной из главных спортивных держав мира, обвиняют в спортивном мошенничестве промышленного масштаба. Это клеймо, от которого нам будет очень сложно избавиться.
Конечно, российские официальные лица, первую скрипку среди которых играет профильный министр Виталий Мутко, и сейчас заявляют: наш спорт ни в чем не виноват. Наш спорт снова стал невинной жертвой больших грязных политических интриг международного масштаба. Сразу скажу: я не разбираюсь в большом спорте, не понимаю скрытых внутренних механизмов его функционирования и поэтому не имею морального права давать оценочные суждения по поводу чисто спортивных вопросов.
Но я льщу себе надеждой, что немного разбираюсь в политике. И поэтому хочу со всей ответственностью и со всей уверенностью заявить Виталию Мутко: если вы всерьез считаете, что фраза «мы стали жертвой чудовищных интриг!» является для руководства Минспорта хоть каким-то оправданием, то вы очень по-крупному заблуждаетесь.
Человек, который назначил Виталия Мутко на должность министра — Владимир Путин, — в сентябре 2004 года изрек следующую фразу: «Слабых бьют!» Полностью согласен в этом вопросе с президентом. Согласен и на 100% убежден: если российский спорт сумели по полной программе «избить» в международных спортивных инстанциях, то это в первую очередь свидетельствует о слабости российского спортивного руководства.
«Лет ми спик фром май харт» — эту произнесенную на ломаном английском знаменитую фразу Виталия Мутко в Цюрихе больше не стоит считать просто курьезом и поводом для скабрезных шуток. В этой фразе, на мой взгляд, содержится еще и исчерпывающее объяснение того, как мы дошли до жизни такой, как российский спорт оказался в яме.
Большой спорт — это в управленческом смысле то же самое, что и большая политика. Здесь надо знать все ходы и выходы. Здесь надо уметь держать удар и давать сдачи. Здесь надо знать людей и уметь разговаривать с ними на одном языке. Виталий Мутко, судя по всему, таким человеком не был.
«Мы столкнулись с циничной, грязной и беспринципной игрой, которую очень четко ведут очень умелые люди», — так собеседник из близкого окружения Владимира Путина охарактеризовал мне причину несчастий, которые свалились на российский спорт. Как я уже сказал выше, я готов принять подобную версию событий. Но если Мутко оказался не в силах что-либо противопоставить «циничной, но умелой игре», он явно находится не на своем месте.
Впрочем, чего это я трачу время и газетную площадь на критику профессиональных качеств Виталия Мутко? Людей, которые считают успешной и полезной его деятельность на посту министра спорта в стране, как мне кажется, осталось раз-два и обчелся. Всех занимает вопрос: почему Мутко еще не в отставке? Почему, несмотря на все новые скандалы, провалы и неудачи, он по-прежнему при должности?
Я считаю, что дело здесь вовсе не в такой черте Владимира Путина, как неумение «сдавать своих». Путин — реалист. Он понимает, когда пришла пора покинуть ту или иную позицию и перейти на следующий, заранее подготовленный рубеж обороны. Министерская карьера Виталия Мутко де-факто уже давно подошла к концу. Он полностью потерял то, что в английском языке характеризуется словом credibility — способность вызывать доверие, авторитетность, убедительность. Но в том, что отставка Мутко с поста министра спорта пока не оформлена официально, есть свой резон.
На фоне кризиса, с которым столкнулся российский спорт, одна отдельная взятая министерская карьера — это так, ничто, разменная монета. Отставка Мутко должна состояться в момент, когда она принесет наибольшую политическую, моральную и репутационную пользу стране. И, наоборот, отставка Мутко не должна привести к углублению проблем российского спорта. Путин должен очень правильно выбрать время для кадровых перемен на нашем спортивном олимпе. Возможно, такой момент уже упущен — или еще не наступил.
Увольнение Мутко не должно выглядеть так, как будто Россия поддалась давлению извне, капитулировала, впала в панику. Увольнение Мутко должно быть составной частью общего обновления российского спорта. В данный момент российское руководство полностью потеряло политическую инициативу в международных спортивных вопросах. Такое впечатление, что Москва может лишь бессильно наблюдать за происходящим. Подобное положение дел должно измениться. К штурвалу российского спорта должны прийти новые (или хорошо забытые старые) капитаны — люди, обладающие реальным авторитетом внутри и вовне страны.
Олимпиада в Рио-де-Жанейро — это почти что уже отрезанный ломоть. Или мы на нее не попадем вовсе, или мы попадем на нее в качестве парии — «мальчика для битья» западной прессы и западной «прогрессивной общественности». Но на Олимпиаде в Рио жизнь не заканчивается. Надо спасать футбольный чемпионат 2018 года, который у нас обязательно постараются отобрать. Такие заявления уже сделал бывший глава WADA Дик Паунд, который,кстати, и начал допинговый скандал против России.
И Виталий Мутко может внести «посильный вклад» в такое спасение — вовремя покинуть должность и руководителя Российского футбольного союза. Оказать Родине более полезную услугу он уже не в состоянии.