Недавний, уже который по счету за последнее время теракт исламистов в Ницце вызвал бурю негодования за океаном. И не только потому, что среди 84 погибших — 51-летний техасец и его 11-летний сын. Американский Интернет и прочие СМИ полны критики в адрес политкорректных лидеров нации — президента Барака Обамы и его вероятной наследницы на посту номер один Хиллари Клинтон, которые упорно не желают называть вещи своими именами. Словосочетаний «радикальный ислам» и «исламский терроризм» они не произносят. Зато среди рядовых граждан укрепляется убеждение: прав Трамп — мусульман не надо впускать в страну, разве что за некоторыми исключениями.
До недавнего времени США тешили себя иллюзией, что Америка не подвержена болезни, от которой страдает Европа, — исламофобии. Действительно, интеграция мусульман в американское общество происходит быстрее и успешнее, чем в Старом Свете. Как ни парадоксально, отчасти это объясняется, как считают эксперты, более жесткой социальной политикой США в отношении беженцев и иммигрантов: их не держат долгими месяцами, а то и годами, на государственных пособиях без права на работу (именно так происходит в Европе), а бросают в реальную жизнь, как котят в реку: кто выплывет, тот будет жить. Они идут работать (чаще всего — на тяжелую и непрестижную работу) и учиться, быстро овладевают языком новой страны и знакомятся с ее законами.
Когда 11 сентября 2001 года исламистские террористы осуществили самые страшные теракты в истории Америки, отправив на тот свет три тысячи человек, многие предрекали массовые репрессии в отношении мусульман и стихийные расправы с ними. Но этого не произошло: дело ограничилось несколькими локальными инцидентами. Политкорректные американские политики и масс-медиа неустанно подчеркивали — и делают это по сей день, — что жители США, исповедующие ислам, в своем абсолютном большинстве являются добропорядочными и законопослушными американцами, вносящими весомый вклад в развитие… ну, и далее в том же духе.
Но в последнее время что-то нарушилось в толерантной идиллии: на поверхность вышли факты отнюдь не толерантного отношения «обычных» американцев к мусульманам.
Совсем недавно в штате Огайо полиция задержала гражданина Объединенных Арабских Эмиратов после того, как бдительный американский гражданин сообщил по номеру 911, что видит перед собой террориста из ИГИЛ (т.н. Исламское государство Ирака и Леванта, запрещенное в РФ и большинстве других стран. — И.Б.). Этот вывод он сделал на том основании, что чужеродный субъект был одет в белый бурнус и традиционный арабский головной убор — платок, перетянутый лентой. И вдобавок говорил по телефону по-арабски!
Дело было в пригороде Кливленда — городке Эйвон, в гостинице Fairfield Inn and Suites. Араб был бизнесменом из ОАЭ — он пытался заказать себе номер, а клерк на регистрации попросил свою сестру вызвать полицию. Блюстители порядка, прибыв в отель, уложили бизнесмена на пол, заковали в наручники и тщательно обыскали. Жертва американской бдительности (или, скорее, паранойи) был травмирован физически и психически — его пришлось отвезти в больницу. После этого правительство ОАЭ издало рекомендацию своим гражданам: в поездках на Запад не использовать традиционную арабскую одежду, чтобы не подвергать себя опасности.
Когда о случившемся рассказали СМИ, начальник полиции Эйвона и мэр города принесли извинения безвинно пострадавшему. А тот попросил передать Дональду Трампу, что ему следует остановить свои нападки на мусульман: инцидент в большой мере связан с атмосферой подозрительности и нетерпимости, которую нагнетают предполагаемый кандидат в президенты от Республиканской партии и его сторонники. Трамп предлагал не впускать в США мусульман (сейчас он несколько сузил свое требование: не впускать надо только тех, кто прибывает из «опасных» исламских стран). Женщины в хиджабах, как заявил недавно Трамп, должны быть уволены из Управления безопасности на транспорте — их надо заменить армейскими ветеранами (а что если среди ветеранов-женщин попадется кто-то в хиджабе?).
Истерию раздувают активно присутствующие в социальных сетях и прочем Интернете недалекие умы, неспособные найти на карте ни одно арабское государство, но непоколебимо убежденные, что каждый араб — террорист и что поэтому прав Трамп. Значит, все дело в глупости, фанатизме, необразованности? Или все-таки у всплеска антиисламских настроений есть рациональные причины?
Как сказала в интервью The New York Times представитель Совета по американо-исламским отношениям Джулия Шиэрсон, у американцев есть определенные основания для тревоги и подозрительности. Но при этом, подчеркивает она, нельзя сбрасывать со счетов постоянную антиисламскую и антиарабскую пропаганду в публикациях СМИ, кинофильмах (самый яркий пример — лента 2014 года «Американский снайпер»), заявлениях политиков.
Эту же мысль озвучивают главные поборники политкорректности — Барак Обама («Нельзя изображать дело так, как будто мы воюем со всей исламской религией») и Хиллари Клинтон («Мы не должны демонизировать мусульман»). Но, если использовать английскую идиому, «их слова падают на глухие уши» — антиисламские настроения нарастают: после атак 11 сентября ислам негативно воспринимали 39% американцев, в 2011 году — уже 61%, и сегодня, как считает исследователь Шибли Телами из Института Брукингса, процент примерно тот же.
В конце 2015 года, после террористических атак в Сан-Бернардино (Калифорния) и Париже, количество нападений на мусульман и мечети в США сразу утроилось. Бойня, которую учинили в Калифорнии двое молодых мусульман, стоила жизни 14 американцам, 22 человека были ранены. Незадолго до этого исламские террористы осуществили теракты в Париже, в результате которых 130 человек были убиты и 352 — ранены. (Причем это были не первые теракты во Франции в 2015 году.) Количество, видимо, перешло в качество: всякому терпению есть предел.
Отношение американцев к мусульманам определяют не только эти теракты. Многие вспоминают, что в 2009 году майор медицинской службы Нидал Хассан, родившийся в США сын палестинских родителей, расстрелял на военной базе в Форт-Худе (штат Техас) своих сослуживцев: 13 убитых, 32 раненых. Вспоминают и одного из самых опасных исламских террористов — имама Анвара аль-Авлаки, уничтоженного американским беспилотником в Йемене в 2011 году. Этот тоже родился в США, получил там высшее образование, служил в мечети в Вирджинии, а потом уехал в Йемен и оттуда призывал правоверных мусульман уничтожать американцев везде и всегда. Сколько волка ни корми…
Эксперт в области ислама в Америке Дейв Гаубатц провел крупное исследование: под видом обычного верующего мусульманина он посетил 250 исламских центров, мечетей и медресе в разных уголках США и Канады. Он хотел выяснить, чему учат детей в этих учреждениях. То, что Дейв обнаружил в результате своего исследования, вызвало у него глубокую тревогу. Но еще больше он встревожен тем, что власти скрывают истинное положение дел от общественности.
«Мусульманских детей, посещающих мечети и медресе, учат ненавидеть Америку, наше правительство, нашу армию и всех американцев, не являющихся мусульманами, — пишет Гаубатц. — Семилетним детям внушают, что ассимилироваться в американском обществе — значит не уважать и бесчестить ислам. Их учат, что оправдано убийство любого, кто не уважает учение ислама и препятствует ему».
Среди мечетей, которые изучил эксперт, есть и мечеть «Дар аль-Хиджра» в городе Фоллз-Черч, штат Вирджиния, где был имамом аль-Авлаки. Там все осталось по-прежнему: верующим рассказывают, как надо вести джихад и приобщиться к раю, в то время как неверные американцы стройными рядами пойдут в ад.
Еще более радикальную картину он увидел в мечети «Аль-Фарук» в городе Нэшвилл, штат Теннесси. Там, вдобавок к джихадистским проповедям, мусульман женят на малолетних девочках (как это делается в ряде стран Востока). Американский закон отдыхает.
В мечети «Таква» в Бруклине (Нью-Йорк) имам вещает: «Для тех, кто воюет за Аллаха, неважно, какое у них оружие. Вам не нужны атомные бомбы или даже пистолеты. Если у вас есть вера в Аллаха, хватит и ножа».
Все это будет продолжаться, говорит эксперт, пока родители-мусульмане не оградят своих детей от проповедей насилия и ненависти. И пока власти США не перестанут замалчивать исламистский терроризм — особое, конкретное явление, а не всеобъемлющий безымянный «террор» — во имя пресловутой политкорректности.