– Все это выглядит довольно странной попыткой, – комментирует находящийся в Анкаре политолог Иван СТАРОДУБЦЕВ. – Прежде всего, странность – в том, как мы привыкли представлять перевороты, и как это выглядело на самом деле. И в том, как события этой ночи освещались. На веб-сайте Генерального штаба появилось заявление о том, что армия берет власть в свои руки – потом его убрали. Подписано оно было просто – Генеральный штаб. Не было подписей конкретных лиц. В комитете по телерадиовещанию TRT1 в эфир вышла девушка, которая пять минут говорила о том, что военные берут власть в свои руки с подробным объяснением причин этой меры. А потом сказала, что военные, угрожая оружием, вынудили ее выступить перед камерой. Но из самих военных никто перед телекамерами так и не появился. Но ведь если переворот, то должна быть группа лиц, которые берут на себя ответственность за происходящее и за будущее страны. Помните ГКЧП? Тогда хоть кто-то вышел перед камерами, что-то сказал. Здесь же ничего и близко не было. У переворота в Турции не оказалось лица. Только девушка-блондинка. Даже черный юмор зазвучал: мол, блондинка совершила в Турции госпереворот. А потом она же его и дезавуировала.В субботу утром я взял на себя смелость объехать город после ночных событий. Вот здание TRT1 – если бы речь шла о серьезном захвате здания, наверное, оно было бы оцеплено, стояли бы танки, тяжелая техника. А там на входе две полицейские машины стоят...
Говорят, что отбили у мятежников начальника Генерального штаба Хулуси Акара – где он был до этого? Как его отбили? Если он главный козырь путчистов – то почему его так легко отдали? Тоже странно...
Контроля над дорогами участники переворота не установили, как и над аэропортами. Почти никого из знаковых фигур не захватили – кроме начальника Генштаба, которого подозрительно легко освободили. Эрдоган был на отдыхе в районе Мармариса – возникает вопрос: борт номер 1 срочно подняли, он прилетел в Стамбул. Если у путчистов было преимущество в воздухе и они обстреляли гостиницу, где был президент, то почему они дали пролететь президентскому борту? Много непонятностей. К чему было это бессмысленное барражирование самолетов F16 над Анкарой прямо над домами? Чтобы оказать дополнительное психологическое давление на и так напуганных людей?
Были бомбежки Меджлиса – не понимаю смысла этих действий с точки зрения переворота. Президентская резиденция, насколько мне было видно, стоит на месте, дыма не видно. Улицы города были почти пустыми, в центре военных и тяжелой техники не наблюдается. Какие-то улицы блокированы, но не военными, а полицейскими (причем не спецподразделениями, а обычными).
Стрельба есть – минут за десять до нашего разговора сидели на балконе, пили кофе, слышали выстрелы. В социальных сетях циркулирует информация, что путчисты пока еще контролируют военный аэродром в Анкаре.
Сейчас выглядит так, будто народ остановил своей грудью переворот. Но мы понимаем, что если идет серьезная сила, народ танки не остановит. Говорят, здесь одному танкисту местные исламисты отрезали голову – в интернете появились кадры...
– Вы говорите о странностях переворота, но что они означают?
– Пока далеко идущие выводы делать сложно по горячим следам. Чересчур много пены. У ряда обозревателей звучит мнение, что это какое-то ужасное постановочное шоу... Ведь у произошедшего нет лица: нечто было предпринято кем-то и зачем-то. Эрдоган поспешил обвинить в этом Фетхуллаха Гюлена и сирийских курдов. Понятно, что у Гюлена есть влияние – но под силу ли ему поднять армию? В течение последнего года мне нередко задавали вопрос, возможен ли в Турции переворот? Я всегда говорил: а кто его сделает? Политические партии? Они в Турции однозначно не поддержат переворот. Военные? Они зачищены. Гюлен? У него нет такого влияния, чтобы поднять всю армию.
– А как же разговоры о созданном гюленистами «глубинном государстве», которое проникло во все сферы жизни в Турции?
– У них есть известное влияние – иначе бы не было коррупционного скандала 17-19 декабря 2013 года, всех прозвучавших обвинений в коррупции в адрес руководства страны. Влияние у них традиционно было сосредоточено в судейском корпусе и в полиции. В военной среде корни этого влияния, как можно судить, тоже присутствовали – но не на уровне старшего командования, которое Эрдоган давно сменил. Однако, после последних событий военных зачистят окончательно. Следов сторонников Гюлена там точно не останется.
– Что ждет Турцию дальше?
– В ближайшие дни ситуация, надеюсь, нормализуется. Военный корпус, конечно, ждет мощная зачистка. Не исключено введение снова смертной казни. Вполне возможно неудавшийся переворот ускорит процесс перехода Турции к президентской республике под лозунгом того, что нужно концентрировать власть в одних руках. В экономическом плане очевидно, что про иностранных туристов, особенно из западных стран, можно забыть. И в России вряд ли в таких условиях в ближайшее время у нас будет открыто чартерное авиасообщение. Хотя регулярные рейсы как летали так и будут летать.