Источники в правительстве России сообщают, что Молдавия уже отказалась выполнять ряд пунктов «дорожной карты». Неизвестно, что именно не понравилось, но на основе раскрытой информации можно предположить, что речь идет о двух основных пунктах. Во-первых, Москва требует, чтобы ее торговые договора с Кишиневом стояли выше ассоциации Молдавии с Евросоюзом, и ее не интересует, как молдаване добьются этого. Также мы требуем погасить долг за газ в размере около 5 млрд долларов, из которых 4,5 млрд задолжала непризнанная Приднестровская республика.
В Кишиневе, естественно, ни о чем таком думать не желают. Вместо этого 10 июля министр обороны Молдавии Анатолий Шалару призвал НАТО помочь его стране вывести российскую армию из Приднестровья. А за несколько дней до этого молдавский парламент в первом чтении принял закон о запрете вещания российских информационных программ по телевидению — на том основании, что они распространяют кремлевскую пропаганду.
Но в Москве как будто не замечают царящих в правящей элите Молдавии настроений. Поэтому вице-премьер Дмитрий Рогозин, который передал в Кишинев ту самую «дорожную карту», смело заявил 8 июля, что если Молдавия сделает шаг навстречу Румынии — она просто лишится Приднестровья.
Похожая ситуация — с Грузией, с которой после войны 2008 года дипломатические отношения практически не поддерживаются. Тбилиси по-прежнему считает Абхазию и Южную Осетию частью своей территории, а Россия признала их суверенитет и держит там войска. Также грузины могут въезжать в Россию только по визам, и этот режим стал упрощаться только с начала 2016 года. На этом фоне Тбилиси укрепляет свою обороноспособность при помощи НАТО, а Евросоюз обещает безвизовый режим уже к октябрю 2016 года.
Еще хуже ситуация обстоит с Украиной. Российские диппредставительства на Украине регулярно подвергаются нападениям местных националистов, а посол России Михаил Зурабов это даже не комментирует. Куда большие усилия Москва предпринимает для поддержания самопровозглашенных ДНР и ЛНР, причем речь идет как о гуманитарной помощи, так и о так называемом «северном ветре».
«МК» выяснил у экспертов, способна ли Россия в обозримой перспективе вернуть эти страны в сферу своего влияния.
Александр ГУСЕВ, руководитель Центра стратегического развития стран СНГ: «В обозримой перспективе превратить Грузию, Украину и Молдавию в наших друзей не получится. Старшее поколение на это еще может согласиться, а молодые — точно нет. Это стало следствием ошибок российской дипломатии в 1990-х годах, когда Москва могла думать лишь о собственном выживании. В результате малые народы решили искать нового покровителя на Западе. Но экономика определяет политику. Например, если Молдавия и дальше будет налаживать отношения с Евросоюзом в ущерб российским интересам, то молдаване, работающие на наших стройках и ежегодно отсылающие на родину около 4,5 млрд евро, лишатся своей работы. Это треть ВВП страны. Поэтому я думаю, что Кишинев согласится на предложенную Москвой «дорожную карту».
Михаил ТРОИЦКИЙ, доцент кафедры международных отношений и внешней политики России МГИМО: «Экономика всегда следует за политикой. Невозможно наладить добрососедские отношения, не разрешив перед этим территориальные споры. Как только это произойдет, продвижение НАТО на восток будет остановлено. Но что касается торговли, то ассоциация с Евросоюзом может быть отменена лишь в случае развала единой Европы и взрывного роста российской экономики. Если Россия будет продолжать воспринимать сложившиеся тенденции как посягательства на свои интересы в регионе, в дальнейшем количество конфликтов с их непредсказуемым развитием будет только нарастать. Учитывая, что Москва считает, что, прирастая территориями и защищая самопровозглашенные республики, она укрепляет свою безопасность, все идет именно к этому».