Федеральный список КПРФ насчитывает 392 кандидата, 225 претендентов на думские кресла будут баллотироваться в одномандатных округах. 179 человек идут одновременно и по федеральному списку, и по округам. Таким образом, всего от КПРФ выдвинуты 438 человек. При этом из 225 кандидатов, обладающих наибольшими шансами пройти в парламент — находящихся в топ-позициях региональных групп, — 37 персон являются бизнесменами или выходцами из бизнеса, сохраняющими в той или иной мере контроль над бизнес-активами. По мнению политологов, такая стратегия выбрана партийным руководством не от хорошей жизни: проходными местами в списках награждаются лица, оказывающие финансовую поддержку партии.
Политические взгляды спонсоров явно не играют, судя по всему, определяющей роли, а в ряде случаев они, похоже, вообще отсутствуют. Так, например, Владимир Блоцкий, гендиректор Московской управляющей компании «Мурманский траловый флот», идущий вторым номером в нижегородской региональной группе федерального списка, числится до сих пор членом Московского городского совета сторонников «Единой России». Как говорится, ничего личного — просто бизнес.
Аналитики выделяют два способа продвижения красных кандидатов с бизнес-бэкграундом. Во-первых, предоставление им верхних позиций в «сильной» региональной группе. В качестве характерных примеров можно провести того же Блоцкого, а также Вадима Кумина (депутат Госдумы, экс-депутат Мосгордумы, до этого — председатель совета директоров ОАО «Медиаком», 2-е место в московской региональной группе), Александра Некрасова (депутат Госдумы, ранее возглавлял строительную компанию «Лидер», первое место в группе по Ивановской, Костромской и Ярославской областям) и Вадима Гришкова (замдиректора ООО «СитиТрансСевер», 3-е место в группе по Санкт-Петербургу и Ленинградской области).
Второй способ: включение кандидата в укрупненную региональную группу. Использование данного приема должно позволить провести в нижнюю палату фигуру, «исторически» связанные с субъектом Федерации, в котором позиции КПРФ слабы, за счет высокой электоральной поддержки партии в других регионах. Применение данной стратегии характерно для регионов Северо-Кавказского федерального округа. Из-за ожидания мобилизации здесь электората «Единой России» КПРФ объединила все субъекты округа, за исключением Дагестана, в одну региональную группу с целью максимизации своих шансов.
Наиболее дорогими во всех смыслах товарищами, выдвигающими здесь, являются Анатолий Бифов (депутат Госдумы, в прошлом глава города Баксана; по данным СМИ, семье парламентария принадлежит ряд крупных предприятий в Кабардино-Балкарии), занимающий второе место в группе, и Роберт Кочиев (депутат Госдумы, экс-замгендиректора ООО «Держава», крупного производителя алкоголя) — четвертое место. Тот же прием, похоже, использован и в Поволжье. Первое место в укрупненной региональной группе (Ульяновская область и Татарстан) занял депутат Госдумы Юрий Синельщиков. Сам Юрий Петрович, правда, не имеет отношения к бизнесу, но то же самое вряд ли можно сказать о его супруге: в минувшем году совокупный доход четы превысил 30 млн рублей.
«Низкопоклонство» перед тугими кошельками выгодно для партийного бюджета, но чревато серьезными проблемами для имиджа организации. Конкуренты по левопатриотической нише давно уже обвиняют КПРФ в том, что она «перерождается в буржуазную партию». При этом главным доказательством тезиса служит как раз тот факт, что «в списках депутатов от КПРФ все больше олигархов и их ставленников». Все больше недовольных такой стратегией и в самой партии. Скажем, в Воронежской региональной организации КПРФ случился недавно форменный бунт. Партактив Коминтерновского районного отделения партии (г. Воронеж) принял «Обращение к съезду КПРФ и Г.А.Зюганову» с резкой критикой руководства обкома.
Последнему вменяется в вину в том, что оно «отошло от ленинско-сталинских идейных установок и встало на троцкистско-бухаринский путь альянса с крупной буржуазией». Проявилось это безобразие, по версии бунтовщиков, прежде всего в том, что воронежские партийные вожди в обмен на финансовые средства поместили представителей «олигархии» на проходные места в региональную часть кандидатского списка КПРФ. В то время как «настоящие коммунисты оказались вытесненными на периферию политической борьбы».
Для справки: на первом месте в списке в группе №37 (Белгородская и Воронежская области) находится депутат Госдумы Сергей Гаврилов, которого жалобщики называют «ставленником банка ВТБ». Определенная связь с ВТБ у Гаврилова и впрямь имеется: он является членом консультационного совета акционеров банка. «В избирательном списке не оказалось ни одного представителя трудового народа, рабочих, крестьян, творческой интеллигенции, — утверждается далее в обращении. — Разочарование в политике обкома приводит к необратимому процессу выхода из партии рядовых членов и самороспуску ячеек, падению авторитета коммунистов в среде трудящихся».
Короче говоря, проблема налицо. Вернее, пока лишь полпроблемы. Ведь недовольные, судя по всему, уверены, то мудрый зюгановский ЦК не в курсе подобного ренегатства региональных партийных бонз. Настоящая беда ждет партию, когда глаза наивных местных активистов полностью раскроются. И вряд ли их убедит тот аргумент, что «все партии делают это». Впрочем, один электоральный плюс в дружбе коммунистов с крупным бизнесом все-таки, пожалуй, имеется. Это весьма сильный довод против тех, кто утверждает, что коммунисты, придя к власти, намерены «вернуть СССР», то есть снова взять все и поделить.
Не исключено даже, что такой конформизм даже привлечет какое-то количество новых сторонников — из числа тех, кто не любит власть, но боялся до сих пор зюгановцев, видя в них «страшных сталинистов». Вряд ли, однако, возможная прибыль превзойдет ущерб: круг этих мятущихся душ несравнимо более узок, чем размеры ядерного электората КПРФ.