Два месяца назад оппозиционная партия «Амцахара» собрала 19 тысяч подписей за проведение референдума по вопросу проведения досрочных выборов президента Абхазии. ЦИК страны признал: все документы собраны в соответствии с законом, и Хаджимба был вынужден назначить день, когда народ сможет высказать свое мнение. Такой датой стало 10 июля — самый разгар курортного сезона, когда абхазцы заняты не политикой, а зарабатыванием денег. Уже тогда оппозиция поняла, что референдум будет сорван и президент не сменится.
Однако параллельно с этим глава МВД Абхазии Леонид Дзапшба стал призывать всех своих подчиненных, в том числе рядовых полицейских, саботировать проведение референдума. «На закрытых заседаниях он говорил, что если хотя бы один полицейский придет на избирательный участок, на следующий день этот человек и вся его семья лишатся работы. Несмотря на то, что никаких письменных подтверждений этому не было, Абхазия маленькая страна: оппозиционеры, в конце концов, обо всем узнали и решили использовать Дзапшбу в качестве своего козыря», - рассказывает «МК» источник, близкий к премьер-министру Абхазии Артуру Миквабия.
Во вторник, 5 июля, «Амцахара» созвала свой внеочередной съезд, на котором выдвинула Хаджимбе два ключевых условия: отставка Дзапшбы и перенос референдума на октябрь-ноябрь. При этом оппозиция понимала, что времени до голосования почти не осталось и надо форсировать события. Поэтому она выдвинулась на штурм здания МВД, в котором должен был сидеть Дзапшба. Чтобы не допустить кровопролития, президент был вынужден пойти на уступки протестующим и отстранить своего министра до завершения прокурорской проверки. Но дата референдума осталась прежней, так как изменить ее может лишь Верховный суд республики, решение которого не может быть вынесено ранее 10 июля.
В связи с этим в разговоре с «МК» сразу несколько сотрудников абхазского правительства сообщили, что у них нет сомнений в том, что глава МВД все же лишится своей должности, но Хаджимбе не о чем переживать, так как в середине лета все равно никто не придет на избирательные участки. В то же время некоторые из них считают, что «Амцахара» может попытаться добиться власти вооруженным путем, как это было в мае 2014 года.
«Раскол в обществе достаточно сильный для того, чтобы оппозиция смогла захватить власть. Люди недовольны тем, что власти практически ничего не делают для экономического роста республики, а все достижения были результатом финансовых вливаний России, у которой сейчас нет для нас денег», - делится с «МК» близкий к премьер-министру источник. Отметим, что в том же ключе 6 июля выступил и сам Хаджимба, заявивший о том, что Абхазия оказалась на краю «хаоса и деградации».
Эксперты «МК» попытались спрогнозировать дальнейшее развитие политического кризиса в Абхазии.
Александр Скаков, старший научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН: «Хотя рейтинг власти в последнее время упал, рейтинг оппозиции из-за этого не вырос. Там нет ни новых лидеров, ни альтернативной программы развития страны. При этом ухудшение социально-экономического положения республики связано в первую очередь с экономическим кризисом в России, а не с ошибками руководства страны. Оппозиция старательно игнорирует этот факт и обвиняет во всем Хаджимбу, стараясь прорваться к кормушке, возле которой уже была. Главное - пережить референдум, в ходе которого будет немало провокаций. По его результатам оппозиция наверняка потерпит сокрушительное поражение, а президент укрепит свои позиции».
Владимир Новиков, старший научный сотрудник Института социально-политических исследований стран Черноморского региона: «Ситуация выходит за рамки конституционного поля, и предсказать ее дальнейшее развитие будет очень сложно. Неизвестно, будет ли явка на референдуме достаточно высокой, чтобы власти признали его состоявшимся.
В конституции Абхазии не сказано, что досрочные выборы президента наступают по итогам волеизъявления народа. Так что даже если референдум состоится, не факт, что Хаджимба согласится с его результатами. Но очень не хочется, чтобы Абхазия в очередной раз скатилась к силовому варианту разрешения кризиса. В любом случае Россия должна оставаться над схваткой и стараться не совершать ошибок. Кто бы в итоге ни победил, Москва будет его главным союзником, но допущенные ошибки посеют в местных жителях зерна недоверия к России».