Владимир АВАТКОВ директор Центра востоковедных исследований, международных отношений и публичной дипломатии:
- Последние два дня из Анкары звучат очень разные заявления. С одной стороны Кремль публикует выдержки из письма Эрдогана Путину, в котором говорится о том, что он приносит свои извинения, а с другой сам Эрдоган заявляет, что если бы ситуация с самолетом повторилась, Турция поступила бы точно так же, и в связи с этим призывает Москву делать соответствующие выводы. При этом идут активные спекуляции на тему самого текста письма. 28 июня CNN, вещающее на турецком языке, опубликовал текст со ссылкой на источники в окружении Эрдогана, в котором говорится, что вообще никаких извинений не было, а были соболезнования, принесенные семье погибшего российского пилота. Так же идут спекуляции на словах премьер-министра Турции Бинали Йылдырыма, который заявил, что Турция в принципе не исключает возможности выплаты компенсации. Но на самом деле не столь важно, в какой форме извинился Эрдоган, если эти извинения действительно были, так как для политической культуры Турции извинения в принципе не свойственны. Но Анкара должна пойти дальше и выполнить все оставшиеся требования, в том числе касающиеся компенсации. То есть речь идет не о словах турецких политиках, а о делах. Турция должна понять свое место в сложившейся международной политической ситуации, в том числе региональной, отойти от идей неоосманизма и вернуться к политике «ноль проблем с соседями». Если мы увидим, как она движется в этом направлении, отношения с Россией будут постепенно нормализоваться, но говорить о возврате к формату стратегического партнерства все равно не приходится. Москва должна исходить исключительно из своих собственных интересов и не больше не питать никаких иллюзий.
- Не является ли оскорблением заявление Анкары о том, что она выплатит компенсацию только в том случае, если об этом попросит семья летчика?
- Из Турции вообще звучат такие заявления, что инициатива в налаживании отношений должна исходить от России, но Москва четко поставила свои условия. Поэтому, если Анкара действительно заинтересована в налаживании отношений, она должна их выполнить.
- Вы считаете, что это произойдет, или Турция будет до последнего лавировать и выдавать противоречивые заявления?
- Мне кажется, что турки будут манипулировать фактами и словами, словом, делать все то, что свойственно для Эрдогана. В краткосрочной перспективе мы так и будем наблюдать, они сначала арестовывают подозреваемого в убийстве российского летчика, а потом его отпускают. Анкара будет надеется разрешить кризис в отношениях с Россией полюбовно, не реализовав на самом деле требования Москвы, и получив для себя максимально возможную выгоду.
- А Москва согласится с этим и примет даже такие извинения?
- Учитывая слова пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова, Москва считает, что Анкара уже извинилась. Но это только одно из требований, и теперь Турция должна двигаться дальше. Тогда уже можно будет говорить о том, что мы принимаем, а что нет. Извинения — это всего лишь один из трех символов, которые требуются для перехода к нормальным отношениям между двумя государствами.