«Разумеется, многие турецкие СМИ делают акцент именно на факте извинения Эрдогана перед Россией, что негативно сказывается на его имидже президента, – отметил в беседе с «МК» турецкий политолог Орхан ГАФАРЛЫ. – Некоторые оппозиционные политики, пользователи соцсетей тоже пытаются изобразить эту ситуацию в дурном для Эрдогана свете. Но, с другой стороны, извинения в письме, если прочесть внимательно, касаются погибшего пилота, убитого гражданином Турции. В этом плане турки всегда были за извинения, – для них неприемлемо совершение преступления их соотечественником. Кроме того, почти все позитивно смотрят на возобновление российско-турецких отношений, на то, что страны будут сообща решать общие геополитические проблемы. Мы помним о том, что происходит в Сирии, мы знаем о саммите НАТО в Варшаве, намеченном на 8-9 июля, – все это важно как для России, так и для Турции».
Письмо Эрдогана произвело большой эффект, в одночасье придав импульс почти заглохшим двусторонним отношениям, – почему же оно не было написано и отправлено раньше?
«Очевидно, шла совместная работа турецких и российских дипломатов, уточнение определенных моментов. Видно, что наконец был найден формат, который оказался приемлем для обоих государств», – считает Орхан Гафарлы.
С тем, что письмо Эрдогана Путину стало продуктом долгой предварительной работы, согласен и проживающий в Стамбуле востоковед, аналитик Санкт-Петербургского центра изучения современного Ближнего Востока Гумер ИСАЕВ.
«Не стоит забывать о майском письме Эрдогана Путину, в котором турецкий лидер выказывал стремление к улучшению отношений, – напомнил он в разговоре с «МК». – Некие сигналы с обеих сторон поступали, и чего-то подобного нынешним событиям некоторые мои турецкие коллеги ожидали еще весной. Очевидно, ни один из лидеров не был готов на яркий, открытый шаг, – прежде всего, чтобы не повредить собственному имиджу. Наверное, Турция не могла принести извинения, опасаясь, что Россия их не примет, в то время как Россия их не могла принять вне какого-то определенного формата. Поэтому нынешнее письмо, полагаю, не было неожиданностью для Кремля – ему наверняка предшествовало некое согласование. И, думаю, за всем этим стоит нечто большее: Москва изначально предлагала Анкаре извиниться, найти виновных, наказать их, но сейчас, возможно, речь идет о каких-то контрактах, проектах — том же «Турецком потоке».
Что касается турецких оппозиционных сил, то не стоит забывать, что многие критиковали Эрдогана еще за ухудшение отношений с Москвой, отмечает Гумер Исаев: «Сейчас они, конечно, критиковать его продолжат, но по поводу России вопросов уже не будет. Кроме того, пока был сделан шаг только со стороны Анкары, и в Турции многие ждут российский ответ. Конечно же, один из главных вопросов, который всех волнует — возобновление туров в страну».
Нормализация связей с Россией на данный момент выгодна Турции в силу ряда внешнеполитических факторов, считает эксперт: «Отношения с Вашингтоном у Анкары сейчас не слишком хорошие – из-за поддержки американцами курдов, – с Германией все тоже не слишком гладко. То есть мы видим, что, в целом, Эрдоган решил сделать некий внешнеполитический маневр, обратив взор на те направления, открытие которых не требует сверхусилий. Это касается сближения и с Россией, и с Израилем».