— Итоги британского референдума породили очень высокую степень неопределенности: и непосредственно в Евросоюзе, и в евроатлантическом масштабе, с учетом взаимодействия между США и странами ЕС, — отметил Андрей Кокошин. — Надо помнить, что у Вашингтона с Лондоном всегда были особые отношения. У Великобритании же, в свою очередь, были и особые отношения с ЕС — она не сразу стала частью процесса евроинтеграции, но и после вступления в союз сохраняла собственную позицию по многим вопросам: у британцев своя валюта, Лондон является одним из мировых финансовых центров... Поэтому последствия как для мировой экономики, так и для системы мировой политики могут быть весьма значительными. Если, конечно, британцы не отыграют назад и не проведут второй референдум.
— Насколько, по-вашему, велика вероятность повторного голосования?
— На основе чего парламент будет решать вопрос о проведении второго референдума — вопрос очень специфический. Но раздрай в британском обществе виден — возможно, страну еще долго будет лихорадить в этой связи.
Очевидно, что произошедшее — следствие крупных ошибок в развитии ЕС, в том числе ставки на экстенсивное развитие, расширение союза без учета проблем по развитию экономики, социальных сфер и особенно в области миграционной политики. И британцы реагируют именно на неадекватность политики Евросоюза.
Нам, возможно, предстоит наблюдать некоторый период кризиса внутри ЕС. Хотя, конечно, многое зависит от способности европейских лидеров адаптироваться к новой ситуации. Есть мнение, что без Великобритании Евросоюзу будет легче. Но тем не менее это удар и по ЕС, и по идее непрерывного развития европейской интеграции.
Недаром беспокоится и значительная часть американского политического класса. Президент США Обама активно выступал за сохранение членства Великобритании в ЕС, ведь отношения между Вашингтоном и Лондоном помогали и самим американцам более эффективно проводить политику в Европе.
— Что касается России — чем для нашей страны чревата нынешняя ситуация?
— Великобритания была в числе наиболее рьяных сторонников антироссийских санкций. В данном вопросе ее позиция почти совпадала с американской. Поэтому можно предположить, что brexit — хотя он и займет долгое время — способен в конечном счете как-то повлиять на отношения оставшихся в ЕС стран с Россией, в том числе и в позитивном ключе.
Важно отслеживать ситуацию и в экономической сфере. Итоги референдума уже повлияли на финансовые рынки, и надо внимательно смотреть, какое воздействие это окажет на экономическую ситуацию внутри ЕС. Поскольку, несмотря на санкции и антисанкции, Евросоюз остается для России очень важным экономическим партнером. В этом отношении, конечно, большое значение будет иметь саммит ЕС: смогут ли лидеры стран-членов принять адекватные меры в сложившейся обстановке? Некоторые специалисты — обоснованно — полагают, что результат может быть и не достигнут и ситуация только ухудшится.