Последнее пленарное заседание Госдумы пройдет 24 июня, но президент решил поздравить депутатов загодя. С раннего утра среды у здания на Охотном Ряду дежурили усиленные наряды полиции и на всякий случай стоял автозак, хотя перерытые в центре Москвы улицы делали вероятность прорыва врага практически нулевой.
Депутаты, которым накануне дали жесткую команду «как хотите, но быть!», обеспечили аншлаг в зале. Мужчины и женщины с депутатскими значками на груди были нарядны как никогда, от белых рубашек первых и ярких летних платьев вторых веяло праздником.
Учителя поймут: когда перед выпускным балом в школе вдруг видишь умытыми и красивыми лоботрясов, которые в лучшем случае прогуливали напропалую, а в худшем — мешали жить и работать остальным и про которых еще накануне думал «скорее бы ушли!», тобой овладевает почти светлое чувство. Несколько лет прожили вместе, делили всякое…
К тому же они и правда уходят!
В повестке дня было 65 законопроектов. С утра выяснилось, что 9 из них еще не готовы к рассмотрению, и их перенесли. Без объяснения причин был перенесен на 24 июня и т.н. «антитеррористический пакет»: «МК» неоднократно писал об этих замечательных уже при внесении документах, ко второму чтению превратившихся в гимн законодательному беспределу. Наверное, кто-то из людей, принимающих решения в Думе, все же прочитал тексты и решил еще подумать…
Есть понятие «час волка» — между ночью и рассветом, когда бушует нечистая сила. А есть понятие «час лоббиста» — он наступает в последние, авральные дни думских сессий, когда в законопроектах, принимаемых по нескольку десятков ежедневно, незамеченными проскакивают нужные разным группам интересов или ведомствам положения.
До прихода президента Дума за полтора часа наобсуждала больше 30 законов. Закон о том, что кадастровой оценкой недвижимого имущества будут заниматься не частные оценщики, а бюджетные учреждения… Закон, обязывающий всех чиновников под угрозой увольнения ежегодно сообщать начальству адреса своих страниц в соцсетях… Закон о создании Национальной гвардии.
Владимир Путин появился в 11.46. В прошлый раз, когда он, будучи премьер-министром, говорил добрые слова уходящей на выборы Думе (это было 23 ноября 2011 года), коммунисты почтить его вставанием отказались. Вот какие были странные времена!
Теперь зал дружно встал, раздались аплодисменты. Фракция ЛДПР не садилась дольше других, продолжая громко аплодировать, за что президент особо Владимира Вольфовича поблагодарил.
22 июня глава государства ожидаемо посвятил первую часть недолгой речи истории. Главным уроком той страшной войны, сказал он, является то, что «ее можно было бы и предотвратить», но «своевременно и твердо обуздать распоясавшихся нацистов и их пособников» не удалось по вине стран Запада: «На прямые предложения Советского Союза, нашей страны о совместных действиях по коллективной обороне следовал либо прямой отказ, либо эти предложения просто забалтывались. Руководство некоторых западных стран предпочло политику сдерживания Советского Союза, стремилось поставить его в условия международной изоляции».
«Какой урок еще нужен, чтобы сегодня, отбросив старые, истрепавшиеся идеологические разногласия и геополитические игры, объединиться в борьбе с международным терроризмом?» — спросил президент. По его словам, «необходимо создавать современную внеблоковую, равную для всех государств систему коллективной безопасности», и «Россия открыта для обсуждения этого важнейшего вопроса и неоднократно заявляла о своей готовности к диалогу», но пока «положительной ответной реакции» не видит.
В изложенной Владимиром Путиным версии причин начала Второй мировой войны не хватало важной детали: ни слова не было сказано про пакт Молотова–Риббентропа, он же Договор о ненападении, подписанный в Москве министрами иностранных дел СССР и фашистской Германии 23 августа 1939 года. Как будто не было ни его, ни секретного к нему приложения о разделе между СССР и фашистской Германией сфер влияния в Восточной Европе…
Потом Владимир Путин стал благодарить депутатов так, как они и сами себя никогда не хвалили: «за глубокое содержание, понимание государственных интересов России», «за консолидированную законодательную поддержку предложений, связанных с укреплением безопасности нашей страны», за «колоссальную работу» по выполнению социальных обязательств перед гражданами и «совершенствованию политической системы страны», за «конструктивный диалог друг с другом, другими субъектами законодательной инициативы» (то есть и с ним, президентом, тоже).
«Историческим итогом» работы созыва он назвал правовую интеграцию Крыма и Севастополя в состав России.
«Готовность к консолидации ради дела, ради России — отличительная черта вашего созыва, и очень важно, чтобы эти традиции, в том числе строгое следование правилам парламентской этики, были восприняты и продолжены новым составом Госдумы», — продолжал президент. То есть консолидированной он хотел бы видеть и следующую Думу.
Еще он, правда, сказал, что «не должно быть спешки, поверхностных подходов при принятии законодательных актов», а работа над законами должна быть планомерной и системной.
«Это главная задача нового созыва», — заявил Владимир Путин, и депутаты выдохнули: завтра будет завтра!
Президент ушел, депутаты ослабили узлы на галстуках, зал стал привычно полупустым. «Планомерная», «неспешная» и «глубоко содержательная» работа над законами продолжилась. Потом юристы будут ахать и пить валерьянку, а граждане — охать и ругаться…
Но это потом.