«Корабль «Гамаль Абдель Насер» отбудет из Сен-Назера в ближайшие дни в Египет в сопровождении двух транспортных кораблей с оборудованием нового поколения, разработанным нашей компанией», – рассказал «МК» пресс-секретарь французской компании DCNS Эммануэль Годез. – Перед прибытием в порт Александрии, «Гамаль Абдель Насер» примет участие в учениях, проводимых совместно военно-морскими силами Египта и Франции».
О том, что в Каире заинтересованы в покупке «Мистралей», французские СМИ сообщили еще в августе прошлого года. В числе потенциальных покупателей значились и другие страны – вплоть до Австралии, но в итоге сделка была заключена именно с египтянами. Египет, как известно, давно и тесно контактирует с Францией в вопросах закупки вооружений: борьба с терроризмом и вопросы безопасности — ключевые аспекты двусторонних отношений, отмечал в этой связи Франсуа Олланд. Однако многие специалисты высказывали сомнения, что корабли, построенные для Тихоокеанского флота РФ, могут быть востребованы и в полной мере использованы другими странами, кроме России.
Более того, значительная часть «начинки» корабля была произведена в России. Однако уже сейчас известно, что Каир намерен дополнить купленные у Франции «Мистрали» именно российскими технологиями, в частности, радиоэлектронным оборудованием, средствами связи и т. д. Все эти части кораблей были ранее возвращены в Россию за счет Франции, отказавшейся выполнять обязательства по контракту.
«Российское оборудование было возвращено в конце прошлого года в полном объеме. Также были полностью возвращены деньги, – 949,7 млн. евро, по данным комиссии Национальной Ассамблеи», – сообщил «МК» Эммануэль Годез.
Напомним, что договор на производство французами «Мистралей» для России был заключен еще в 2011 году, при президенте Николя Саркози. О «приостановке» - как это назвали в Париже, – поставки кораблей, а затем и о ее отмене стало известно в 2014 году. Такое решение новой французской администрацией Франсуа Олланда было принято в связи с событиями на Украине и оценкой Евросоюзом роли Москвы в них.
Многие оппозиционные политики во Франции подвергли тогда критике решение президента, посчитав, что расторжение контракта не только не повлияет на позицию Кремля по Украине, но и нанесет репутационный и финансовый ущерб их собственной стране. Но официальный Париж не отступился; Москва же заявила, что «Мистрали» не имеют для нее критического значения.
В 2015 году обе страны сообщили об окончательном решении данного вопроса.