В первом туре гонки за пост главы государства, который состоялся в апреле, Хофер набрал 35%, а Ван дер Беллен – 21%. Как отмечает Би-би-си, со времен Второй мировой войны кандидаты от основных австрийских партий – Социал-демократической и Народной – не попали во второй тур голосования.
Что представляет из себя Хофер как политик и что грозит Австрии, если он займет пост президента? «Его личные взгляды находятся в том поле, которое политологи называют умеренным евроскептицизмом, – рассказывает «МК» руководитель Центра партийно-политических исследований Института Европы РАН Владимир Швейцер. – Он выступает не за роспуск ЕС и развал европейской конструкции, а за коррективы. Одна из главных корректив, которую он отстаивает, – увеличение качества решений, которые принимаются на национальном уровне, чтобы не было каких-то резолюций из Брюсселя. Относительно беженцев он говорит так: им надо оказать какую-то помощь, нельзя их отталкивать, но не надо включать их в австрийскую социальную систему. Если говорить в общем, Хофер за то, чтобы был приоритет национальных ценностей. Надо думать о своих – о рабочих местах, о социальном обеспечении, о медицинском обслуживании. А что будет с беженцами – другой вопрос. Он считает, что страны ЕС должны определить вопрос о квотах на распределение беженцами самостоятельно».
Причиной популярности политика стала ситуация с мигрантами. «Хофер – это человек, не обладающий никакой харизмой, – поясняет «МК» Владимир Швейцер. – Он не политик того уровня, на котором были политики в Австрии раньше. Вся эта история с миграцией, с беженцами, когда они рванули через Австрию в Германию, испугала австрийцев. Хофер сыграл на испуге. Так он получил голоса. Если все рассеется, его популярность может уйти в песок».
В то же время аналитик полагает, что не все предвыборные обещания могут быть осуществлены. «Могу сказать по своему опыту работы с европейскими политиками: из того, что они говорят в предвыборную кампанию, дай Бог хотя бы половина остается, когда они приходят к власти, а в плане реализации – еще меньше, – объясняет Владимир Швейцер. – Если даже Хофер будет вносить какие-то коррективы, то Европу это не перевернет. В Австрии – да, что-то изменится, на ближайших парламентских выборах его партия АПС может стать первой, судя по тому результату, которого он достиг в первом туре. Может быть сдвиг в эту сторону. Может быть сдвиг в эту сторону, но может быть и противоположная картина: те силы, которые сейчас между собой не дружат, могут дружить против этой партии. С ней на коалицию никто не пойдет. Для сегодняшней Европы блоки очень характерны».
«Президент в Австрии играет определенную роль, – рассказывает «МК» Владимир Швейцер. – Нельзя сказать, что это декоративная фигура. Во-первых, он является верховным главнокомандующим. Во-вторых, он контролирует формирование правительства. Может каких-то министров отвести, а каких-то порекомендовать. Третье – он может выступать с законодательными инициативами. Президент визирует все законы. В общем, это роль контролера».