Пока Алексей Кудрин будет заниматься реформатством, не занимая в правительстве никаких официальных постов. При «живом» премьере Дмитрии Медведеве это было бы невозможно. Все прекрасно помнят историю увольнения Кудрина с поста зампредседателя правительства осенью 2011 года.
Тем не менее, по признанию Владимира Путина с тех пор ситуация изменилась и Алексей Кудрин «готов внести свой вклад в решение тех задач, которые стоят перед страной».
Разумеется возникает вопрос, а что собственно изменилось? А изменилось то, что президент видимо решил, что ресурс развития с нынешним правительством подходит к концу и после выборов 2018 года стоит ждать кардинального обновления.
Президент, не являющийся сторонником резких движений, прекрасно отдает себе отчет в том, что любые преобразования надо тщательно готовить, причем, не только в кадровом, но и в содержательном плане.
То, что Кудрин займется разработкой экономической программы будучи избранным председателем совета фонда «Центр стратегических разработок» (ЦСР) весьма символично. Центром в разное время успели порулить Герман Греф, Эльвира Набиуллина, Дмитрий Козак – не последние люди на нынешнем политическом Олимпе.
Что же может предложить команда Кудрина? Сам он много чего наговорил по этому поводу.
Буквально в конце прошлого года, говоря о реформах, он считал возможным экономические преобразования только при условии политических. Будучи главой Комитета гражданских инициатив бывший высокопоставленный чиновник, в отличие от действующих чиновников, всегда предсказывал более негативные сценарии развития экономики. «Мы на несколько лет откатываемся назад по уровню жизни. – утверждал Кудрин. – И та социальная политика, которая сегодня в нашей стране, уже не успевает, несмотря на большие затраты, отвечать на эти вызовы. То есть, оказалось, она не приспособлена к таким острым социальным кризисным ситуациям».
Возглавив ЦСР Кудрин полагает, что Россия еще может вернуться к устойчивому росту без болезненных реформ. «Наша задача — если бы ВВП рос в среднем 4% в год в ближайшие 20 лет, это было бы высочайшим достижением. В некоторые годы этот показатель может достигать 5-7%, а в некоторые – 1,5-2%», — теперь говорит Кудрин.
Правда, непонятно, как это сделать. Даже в куда более тучные годы власть не смогла провести многие начатые реформы, либо сворачивая их вовсе, либо меняя условия по ходу игры, подстраиваясь под конъюнктуру экономических реалий. В любом случае результаты получали совсем не те, на которые рассчитывали.
Так было с реформой госуправления, целью которой являлось сокращение ведомств и чиновников. Однако по факту их не меньше не стало.
Спустя 12 лет после начала пенсионной реформы правительство перезапускает ее. Согласно планам Минфина предусматривается повышение пенсионного возраста для мужчин и женщин до 65 лет, полная отмена пенсий работающим россиянам (сейчас их выплата приостановлена), отказ от права на досрочную пенсию, от накопительной части пенсии и ее перевод в добровольный формат.
Алексей Кудрин большую часть этих идей поддерживает и, наверняка, многое из озвученного войдет в его программу отдельным блоком.
Пока же отечественная экономика живет без существенных перемен. По данным Минэкономразвития, в первом квартале 2016 года спад ВВП составил 1,4%, промпроизводство сократилось чуть меньше, но этот показатель достигнут, в основном, благодаря сырьевым отраслям, где наблюдается небольшой рост экспорта. В стране продолжается падение объемов потребительского рынка, инвестиционной активности. Реальные доходы населения за год снизились более чем на 4 %, реальная зарплата – почти на 10%.
В этой истории остается открытым вопрос, а что будет с юристом Дмитрием Медведевым после 2018 года? Глобально, ничего плохого. Ведь он по-прежнему является «генеральным секретарем» «Единой России» и, наверняка, рассчитывает, что его партия на предстоящих выборах в Госдуму наберет парламентское большинство или близко к этому. Перейдя туда на новую работу, вместо очередного выбывшего депутата-единоросса, назначенного каким-нибудь вице-губернатором, даже при самых плохих фракционных раскладах, возможные альянсы, например, с ЛДПР, обеспечат Медведеву пост председателя Госдумы – третьего-четвертого человека в государстве.
Ну, а роль первого лица, как вы понимаете, уже давно не вакантна.