Помните, в прошлом году, когда принимались законы о переносе парламентских выборов 2016 года с начала декабря на середину сентября, их авторы, спикер Госдумы и лидеры думских фракций «ЕР», ЛДПР и «СР» настойчиво повторяли, что это связано с бюджетом?
В конце мая 2015 года Сергей Нарышкин, к примеру, говорил, что «осенью Государственная дума принимает один из самых важных законов каждого года» — бюджет, и «есть много аргументов» в пользу того, чтобы он принимался новым составом депутатов.
И лидер ЛДПР, докладывая законопроект о переносе выборов в зале заседаний, вторил: «Он должен быть внесен в Госдуму не позднее 1 октября 2016 года, и процедура его принятия завершается в декабре, таким образом новый состав депутатов начнет сразу заниматься бюджетом».
Журналисты недоумевали: о какой нормальной работе над «одним из самых важных законов» может идти речь, если Дума нового созыва соберется на первое заседание не раньше середины октября? А потом надо создать комитеты, поделить в них руководящие посты… То есть бюджет в Думу 1 октября внесут, но работать с ним будет некому. Да и не первые это думские выборы, раньше как-то справлялись депутаты — до дня голосования, который всегда случался в декабре, успевали бюджет принять…
«Не беспокойтесь! Все будет в порядке!» — широко улыбаясь, отвечали политики, которые все это знали не хуже журналистов.
26 апреля 2016 года стало ясно, как будет выглядеть этот самый «порядок».
Глава думского Комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров («ЕР») в целях «оптимального выстраивания бюджетного процесса и создания условий для эффективной работы» Госдумы седьмого созыва над проектами федерального бюджета на 2017 год и плановый период на 2018 и 2019 годы внес законопроект, который предлагает на один год перелопатить весь бюджетный процесс.
Предлагается разрешить правительству внести проект бюджета к 1 ноября 2016 года — на месяц позже, а отчет об исполнении бюджета в прошлом, 2015 году, который депутаты вообще-то должны утверждать законом до внесения в Госдуму проекта бюджета на следующий год, разрешить рассмотреть после внесения проекта бюджета на следующий год (с одной оговоркой — до первого чтения). А еще до 1 января 2017 года отменить правило, требующее, чтобы все законы о налогах и сборах (акцизы, например), которые влияют на доходы бюджетов всех уровней, принимались не позднее чем за 1 месяц до внесения проекта бюджета в Госдуму.
Основные направления налоговой политики, основные направления бюджетной политики, основные направления таможенно-тарифной политики и основные направления денежно-кредитной политики в этом году будут рассматриваться депутатами параллельно с бюджетом и налоговыми законами — после 1 ноября 2016 года. Одной кучей…
Это далеко не все новации, содержащиеся в документе, который будет приниматься Госдумой сразу после майских праздников.
Многие из этих новаций, впрочем, уже были опробованы осенью прошлого года.
Тогда из-за резких колебаний курса рубля правительство оказалось неспособно сверстать мало-мальски убедительный бюджет к 1 октября, и депутаты позволили внести его к 25 октября. Первое чтение прошло 13 ноября. Второе — 2 декабря. Третье — 4 декабря, 9 декабря документ одобрил Совет Федерации, а 14 декабря — подписал президент: тянуть дальше было нельзя, до Нового года оставалось две недели…
Когда в прошлом сентябре обсуждался законопроект об этом экстраординарном, на один год, как уверяло правительство, сокращении сроков рассмотрения бюджета в Госдуме, Александр Тарнавский («СР») обратил внимание коллег на то, что один только перечень документов, сопровождающих проект бюджета, занимает тридцать четыре страницы. «Мы, наверное, похожи на волшебников в определенной мере, и, конечно же, Бюджетный комитет опять будет работать с десяти утра до десяти утра, но сумеет ли это спасти ситуацию?» — спросил он. Ситуация эта в его понимании выглядела, как в анекдоте: «Нормативный срок строительства пятиэтажки — четыре года. Спрашивают: «А можно ли дом построить за три с половиной года?» — «Это возможно». — «За три года?» — «Не знаем». — «За три дня?» — «Наверное, можно, только из папье-маше!»
Но г-н Макаров заверил, что на самом деле «никакого ускоренного режима прохождения бюджета не устанавливается» — разве что «придется интенсифицировать свою работу».
Интенсифицировали: у членов Комитета по бюджету и налогам, заседавших с утра до вечера и почти без выходных, чуть ли не дым из ушей шел к началу декабря. Но сокращение сроков работы Госдумы над бюджетом все-таки случилось: по сравнению с «нормальным» порядком, который действовал при принятии бюджета на 2015 год, финансовый план государства находился на Охотном Ряду почти на 2 недели меньше…
И в прошлом году принимался однолетний, а не трехлетний бюджет.
И пришел он в Госдуму не к 1 ноября, а на неделю раньше.
И отчет об исполнении бюджета за прошлый год Госдума приняла в сентябре, то есть до внесения проекта бюджета на следующий год.
И это были опытные, с 4-летним стажем депутаты.
А если вдруг состав Комитета по бюджету и налогам сменится процентов на 80? И если вдруг в Кремле почему-то решат, что комитету этому нужен новый председатель (иногда у Кремля после выборов случаются такие капризы)?
Депутаты меняются, а их отношение к своим конституционным полномочиям — нет.
Сначала несколько лет тому назад увеличили их срок с 4 до 5 лет.
Потом якобы ради бюджета, а на самом деле — ради неких политтехнологических выгод сократили срок этих полномочий до 4 лет 9 месяцев, перенеся выборы.
Потом, чтобы не сорвать работу с бюджетом в результате переноса выборов, комкают бюджетную процедуру.
Может, доживем и до таких времен, когда проект бюджета в Госдуму будут не «вносить», а «заносить» на пару дней — чтоб хотя бы торжественно постояли тяжелые коробки с бумагами на парадной лестнице с красной ковровой дорожкой, в окружении почетного караула из членов Комитета по бюджету и налогам…
В Кремле и правительстве ведь люди умные, они лучше знают, что да как. И сколько кому.
…Между прочим, 27 апреля в стране отмечается День российского парламентаризма.
Праздник есть, а уважающего себя парламента все нет.