На днях состоялось первое онлайн-общение главы Донецкой Народной Республики Александра Захарченко с жителями Харьковской области. Вопреки очевидному скепсису в его успешности, не сорванное украинскими хакерами. Налицо экспансия лидера ДНР формально за пределы территории, определенной Минскими соглашениями.
С другой стороны, кто сказал, что политически Захарченко должен ограничиться территорией ДНР. Ведь если Верховная Рада таки примет решение о проведении местных выборов на Донбассе, то и украинские политики смогут принимать в них участие. Правда, с одной оговоркой – если они не поддерживали так называемую АТО против Донбасса. Не уверен, что это вопрос ближайшего будущего – но тот же самый Александр Захарченко может теоретически рассчитывать и на представительство в Верховной Раде Украины.
Вполне понятно – сегодня все это кажется мало реальным, но изменившийся за год на 180 градусов тон Европы относительно Украины вселяет определенный оптимизм. Вот уже и министр иностранных дел Франции Жан-Марк Эро вслед за своим немецким коллегой требует от Киева до июля принять конституционную реформу и включить в Основной закон положение об особом статусе Донбасса. Надежды на это немного, зато сам факт принуждения Киева к уважению мнения Донбасса со стороны Европы, а не России, заслуживает внимания.
Новоназначенный спикер Рады неонацист со справкой Андрей Парубий уже заочно ответил французскому министру намерением убрать всяческое упоминание об особом статусе Донбасса из Конституции страны, «посоветовавшись с юристами». Представлять, что могут насоветовать Парубию юристы, не хочется, понятно лишь, что с этим спикером вряд ли можно добиться уступок со стороны Рады в части выполнения Минского соглашения без личного участия Байдена и Могерини. Не хотел бы заниматься прогнозами, но политическая интуиция подсказывает – назначение Парубия на третий в стране пост является миной замедленного действия, которая взорвется в самый неподходящий момент.
Возвращаясь, к «прямой линии» Захарченко с харьковчанами – лидер Донбасса (при всем уважении к Плотницкому именно Захарченко играет первую скрипку в политическом восприятии региона) сделал нескромную заявку на то, чтобы выражать мнение всего Юго-Востока Украины – от Одессы до Харькова. Иначе говоря, быть спикером Новороссии. Накануне второй годовщины трагедии 2 мая в Одессе и референдумов о независимости народных республик Донбасса, это заявление легло на подготовленную почву.
Он заявил, что видит Украину конфедерацией и прозрачно намекнул – ДНР не собирается пока увеличивать свою территорию, но это не значит, что борьба закончилась. На наших глазах из никому неизвестного донецкого офицера Захарченко превращается в профессионального политика, умело расставляющего акценты для разных аудиторий – донецкой, харьковской, киевской. В условиях явного дефицита политических выразителей Юго-Востока в Киеве донецкий лидер делает заявку на то, чтобы взять на себя это бремя. И прямо скажем – чем больше «Оппозиционный блок» будет заигрывать с Порошенко и продолжать внутренние склоки, тем скорее жители юго-восточных областей Украины будут искать своих лидеров не в Киеве, а в других регионах. Этому способствует и продолжающаяся уже третий год галицко-винницкая кадровая экспансия в Киеве и регионах.
Естественный путь для Украины – равноправное федеративное развитие всех регионов – отметается Порошенко как более сложная и менее управляемая конструкция власти. Следствием чего является поочередная «оккупация» центральной власти выходцами из одного или другого региона. На место Януковича с его «донецкими» пришли вначале «черновицкие» Яценюка, а теперь «винницкие» Гройсмана-Порошенко. Как Юго-Востоку, насчитывающему 8 областей и половину населения Украины, защищать свои интересы в Киеве, если из 23 министров 22 родом с Западной Украины и Киева? Очевидно, харьковчане или одесситы справедливо могут почувствовать себя «оккупированными». Различные же заезжие гастролеры из неонацистских группировок, собирающиеся то в Одессе, то в Харькове, то на границе с Крымом в Херсонской области, только добавляют «симпатии» со стороны местных жителей.
Вернувшийся недавно из застенков СБУ одесский журналист Артем Бузила, отсидевший год по надуманным обвинениям в призывах к сепаратизму, рассказывал – сильнее всего над ним издевались в СИЗО «правоохранители» из Луцка. Таких примеров – даже не сотни, а тысячи. К кому обращаться, где искать защиты униженным и оскорбленным новой властью украинцам?
Если в Киеве от них отреклись, значит, на Донбассе вспомнят. Политика не терпит пустоты.
Читайте материал по теме «Выборы на Донбассе опять перенесли по трем причинам».