Иск в ЕСПЧ подавали двое россиян — Сергей Анчугов и Владимир Гладков. Будучи еще в 90-х годах осуждены за убийства, они были лишены возможности голосовать и посчитали это нарушением своих прав. ЕСПЧ постановил, что подобная норма российского законодательства нарушает Европейскую конвенцию.
Именно с этой позицией и не согласился российский КС. Его судьи посчитали, что изначально в конвенции не содержалось нормы, требующей права голосовать для всех заключенных, и, таким образом, ее установили уже сами судьи ЕСПЧ, «эволюционно» трактуя документ.
Тем не менее, КС все же пошел на некоторые уступки. Отказавшись исполнять решение международной инстанции, он, тем не менее, отметил, что для ряда форм лишения свободы, в частности — для колонии-поселения, депутаты Думы могут изменить закон, однако оставил это на их собственное усмотрение. Для более тяжелых видов наказаний КС при этом разрешать голосование отказался.
Эксперты отмечают, что дело Анчугова и Гладкова в связи с его относительной нейтральностью может стать пробным шаром для новых решений — в частности, для выплат акционерам ЮКОСа 1,86 миллиарда рублей, которые КС также может признать не соответствующими российскому законодательству.
Российский суд особо отметил, что рассчитывает на диалог с ЕСПЧ, отказываясь исполнять его решения без обсуждения.