Много санкций не бывает. Такова логика Арсения Яценюка. По его словам, «мы ввели ряд санкций против России, но ключевой момент — закупка нефти — не попал в список, поэтому прошу Минэкономразвития проработать механизм запрета закупки российской нефти. Мы проживем и без нее», — заявил премьер-министр Украины.
Читайте материал: Яценюк потребовал наложить санкции на российскую нефть
Интересно, что в этом заявлении даже на первый взгляд присутствуют серьезные разночтения. Яценюк говорит об отказе от российской нефти, а просит запретить ввоз продуктов ее переработки.
Впрочем, и то, и другое нанесет вред украинской экономике и, особенно, рядовым украинцам. Возьмем бензин. На Украину он преимущественно поставляется из России и Белоруссии. Собственные заводы — Лисичанский и Одесский НПЗ — не работают. Нужно отметить, что эти предприятия раньше принадлежали российским вертикально-интегрированным компаниям. После Майдана они перешли к местным олигархам. И если при владельцах из России эти заводы процветали и обеспечивали рынок Украины достаточными объемами горючего, то сейчас они простаивают, и украинские АЗС обеспечивают спрос за счет российского и белорусского импорта.
Отказ от России — еще один катастрофический удар по кошелькам украинцев. При этом, если без российского газа Киев хоть как-то смог перебиться (правда, реэкпорт «голубого топлива» в Европе обходился дороже на $20-25 за тысячу кубометров, что приводит к перерасходу в $2-3 млрд в год), то в случае с нефтепродуктами все гораздо хуже.
Во-первых, бензин в Европе стоит примерно в 2 раза дороже, чем в России. Например, в Чехии и Венгрии, у которых Киеву будет удобнее всего покупать топливо, стоимость литра АИ-95 зашкаливает за 1 евро, тогда как в нашей стране его цена — ниже 50 евроцентов. Учитывая, что в 2015 году Украина купила у России горючего на $1 млрд, переориентация на Старый Свет рискует привести к двойному счетчику, а затраты на эти цели прыгнут до $2 млрд. Белоруссия, где бензин стоит столько же, сколько в России, вряд ли сможет возместить российские поставки. Мозырский НПЗ, главный производитель топлива в этой стране, на это не способен априори.
Во-вторых, горючее из России поступало на Украину по трубопроводам. Это удешевляло поставки. «Для поставок из Европы придется искать альтернативные транспортные маршруты», — отмечает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. То есть, по железной дороге или посредством бензовозов. Каждый импортный литр будет расти в цене с учетом прохождения каждого километра дороги.
До чего же дорастут топливные цены на украинских АЗС, если предложение Яценюка будет реализовано? Если сейчас литр АИ-95 в Незалежной стоит 67 евроцентов (в России — 48 евроцентов), то его стоимость в ближайшем будущем доползет до европейского стандарта в 1 евро. «Вряд ли Европа согласится продавать бензин по более низким ценам, чем на собственном рынке. Не стоит забывать и о налоговых составляющих, которые есть и на Украине, и в Европе», — отмечает Сергей Пикин.
Впрочем, Арсению Яценюку видимо наплевать на такие издержки, ведь отвечать за них, судя по всему, придется новому звену украинского правительства. В ближайшее время он может покинуть кресло премьер-министра. По словам заместителя председателя фракции «Блока Петра Порошенко» Александра Третьякова, «у нас есть два выхода: или мы переизбираем премьер-министра, или идем на парламентские выборы». Другими словами, если Яценюк добровольно не покинет пост, то Рада отправит его в отставку.
Но какие еще санкции против России Яценюк предложит, пока находится у руля кабинета министров? В январе он предложил запретить продажу книг, изданных в России. Сейчас помимо бензина он поручил подготовить законопроект об отмене ввозной пошлины на импорт всех подержанных автомобилей, за исключением авто российского производства. «Это будет правильный шаг для того, чтобы снять нагрузку на граждан и, в том числе, увеличить возможности приобретать автомобили», — подытожил он. Но на чем они будут ездить, если российское топливо окажется под запретом? Ответ один — на велосипедах или ходить пешком.
«Для Украины политика выше экономики. На громкие заявления ее руководство не скупится. Расплачиваться придется рядовому потребителю, для которого отказ от топлива из России — серьезный ударом по бюджету», — полагает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.