Владимир Путин объявил о реформе силового блока. Федеральная миграционная служба (ФМС) и Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) переходят в структуру МВД, на базе внутренних войск МВД создается Национальная гвардия. На момент написания этой заметки детали "слияния" не были известны, но не трудно предугадать, чьи позиции в итоге усилятся.
В политтусовке давно ходили слухи о том, что бывший телохранитель Владимира Путина Виктор Золотов претендует на большее, нежели должность командующего внутренними войсками МВД.
О важной встрече "по российской тематике" журналистам еще с утра намекнул пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Перед самым мероприятием интрига сохранялась: теперь представители пресс-службы говорили о некоем "сюрпризе", заготовленным главой государства.
Впрочем слухи о предстоящем усилении Виктора Золотова (первый замглавы МВД, также занимал должности руководителя Службы безопасности президента и замглавы ФСО) ) ходили уже несколько месяцев (одно время ему даже прочили пост главы МВД, но президент в итоге остановился на компромиссном варианте). А переход ФСКН и ФМС в структуру министерства внутренних дел обсуждался в конце прошлой недели на заседании Совета Безопасности.
Тогда секретарь Совбеза Николай Патрушев говорил журналистам, что в таком переподчинении есть смысл, поскольку, например, ФМС лишена права ведения оперативно-розыскной деятельности. Во всех рейдах службу должны сопровождать сотрудники министерства, они же раскрывают большую часть преступлений, совершенных мигрантами. "Деятельность ФМС, а также ФСКН, не всегда эффективна, они дублируют работу других структур, поэтому на заседании обсуждались предложения внести их в систему МВД", - сообщил Патрушев. Однако на Совбезе, по его словам, никаких решений не было принято.
По данным источников, особенно сопротивлялся переходу в МВД глава ФСКН Виктор Иванов. Якобы в прошлом году он уговорил президента отложить решение на тот момент уже назревшего (под давлением Колокольцева и Патрушева) вопроса. Во вторник Путин сказал, что "исходит из того, что эта структура будет работать самодостаточно, самостоятельно, но в рамках Министерства внутренних дел".
Что касается Национальной гвардии, то ее задача, по словам президента, - борьба с терроризмом и организованной преступностью. "В тесном контакте с МВД она продолжит исполнять те функции, которые исполняли подразделения ОМОНа, СОБРа и т.д.", - добавил Путин.
Из этих слов можно сделать вывод, что в Нацгвардию, помимо внутренних войск, войдут подразделения ОМОНа и СОБРа, которые ранее подчинялись МВД. Президент подчеркнул, что детали реформы, а также полномочия МВД и Нацгвардии будут зафиксированы не только в специальном указе, но и в будущем федеральном законе, "чтобы не было никакого разнобоя и все работало четко и слаженно".
Указ на момент подготовки этого материала не был опубликован Кремлем. Можно лишь предположить, что командующим Нацгвардии Путин назначит Виктора Золотова, а Владимир Колокольцев сохранит пост министра внутренних дел. Что касается главы ФМС Константина Ромодановского и главы ФСКН Виктора Иванова, то они с большой степенью вероятности могут стать заместителями Колокольцева.
ОБНОВЛЕНИЕ: Виктор Золотов официально назначен главой Нацгвардии России. Указ о Федеральной службе войск нацгвардии, подписанный президентом, опубликован на сайте Кремля.
НАШИ ЭКСПЕРТЫ
Ирина ЯРОВАЯ, председатель Комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции:
— В настоящее время уровень вызовов и угроз, связанных с наркоторговлей, нелегальной миграцией, наиболее высокий. Эти направления правоохранительной деятельности чрезвычайно важны. Решения, принятые президентом, — это решения в пользу повышения эффективности защиты общества. Полномочия ФМС и ФСКН носят узкопредметный характер. В системе МВД, безусловно, будет выстроено отлаженное взаимодействие всех служб, что повысит эффективность работы по этим направлениям и устранит разрыв в компетенциях и ответственности за результаты. Фактически, вся цепочка необходимых правоохранительных действий от контроля и профилактики до пресечения и ответственности выстраивается в общую линию защиты общества и государства.
Александр ХИНШТЕЙН, депутат Госдумы:
— Что касается Нацгвардии, это, на мой взгляд, абсолютно правильное решение. Внутренние войска давно, что называется, выросли из штанов МВД — сформировались как самостоятельная структура, и их нахождение в МВД носило чисто формальный характер. Они представляют собой выстроенную вертикаль, где все офицеры и военнослужащие имеют воинские звания. Мировой опыт показывает, что подобные самостоятельные структуры более эффективны.
Ольга КОСТИНА, член Общественной палаты, председатель Общественного совета при ГУ МВД по городу Москве:
— С одной стороны, можно только посочувствовать МВД — ведомству, которое на протяжении последних двадцати лет непрерывно подвергается реформам, суть которых не всегда понятна. С другой стороны, если посмотреть на мировой опыт, функционал борьбы с наркотиками и незаконной миграцией, как правило, всегда находится в ведомстве, обеспечивающем правопорядок. Поэтому в данном случае такое присоединение понятно с точки зрения логики. Но здесь возникает вопрос: насколько эта реорганизация оформлена технически? Передают ли МВД эти два ведомства со всей их штатной численностью? Или МВД придется перераспределять эти функции внутри себя? Успех этого шага, на мой взгляд, зависит от того, сохранят ли уже существующие структуры или ведомства сократят совсем, а их функции заставят исполнять МВД.