Напомним, что все машины проекта будут спроектированы и станут производиться на базе Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (НАМИ). Что, скажем прямо, довольно странно — на этой площадке даже мелкосерийного производства транспортных средств отродясь не велось, так, штучные экземпляры. Хотя в свое время имелись планы по сборке авто для первых лиц то ли на мощностях Sollers в Ульяновске, то ли на московском ЗиЛе. Но проще всего было бы организовать их производство за рубежом. Поскольку все основные узлы и агрегаты разрабатываются не отечественными Кулибиными, а иностранными Левшами, и чисто русскими машины проекта «Кортеж» можно назвать с сильной долей преувеличения.
В частности, двигатели этого суперпремиума создает немецкая Porsche Engineering Group. Это будет турбированный бензиновый V12 объемом от 6,0 до 6,6 л, способный развивать около 800 л.с. В дальнейшем немецкие решения могут быть использованы для создания целой линейки силовых агрегатов меньшего объема.
Да и трансмиссию для президентской «тачки», скорее всего, тоже разработают в Германии. И только бронированный кузов, подвеску с рулевым управлением, системы связи, жизнеобеспечения и роскошную отделку должны обеспечить российские производители. За этот участок работ, полагаем, волноваться не стоит. Достаточно вспомнить о гигантском опыте отечественных умельцев на ниве роскошного тюнинга интерьеров разоруженных БТР, БРДМ и прочих «шишиг».
Кстати, даже выделенных денег нам не хватит для организации полномасштабного производства. Дело в том, что общие инвестиции в «Кортеж» поначалу оценивались в 22–24 млрд бюджетных рублей. Причем до конца 2017 года планировалось вложить 12,4 млрд. Однако, по некоторым данным, в связи с падением российского рубля инвестиции в проект могли вырасти не менее чем на 50%. Но даже в этом случае их явно маловато. Мировые автоконцерны, чтобы создать фактически с нуля производство новой модели, тратят бюджеты в 5–7 млрд долларов. Даже с учетом возможного наращивания инвестиций финансирование «Кортежа» выглядит на этом фоне, мягко говоря, недостаточным. И если перевести выделенные рубли в валюту, то становится ясно: за такие деньги создать проект целой линейки моделей, технологию, производственные мощности, подготовить квалифицированный персонал с нуля просто нереально. Если, конечно, речь не идет о ручном производстве каждой машины. Тогда да: никаких конвейерных линий городить не надо. Зачем, если машины делают по технологии, отработанной в мире суперкаров, когда каждую вручную собирают на индивидуальном стапеле из деталей, полученных от груды фирм-поставщиков. Правда, и стоят всякие Ferrari-Lamborghini соответствующих денег. Ценник в 10 млн рублей в этом сегменте авторынка — нищебродская сумма. Похоже, что и машины «Кортежа» будут иметь сопоставимые ценники. Впрочем, это не важно, когда покупатель — государство.
Хотя, с другой стороны, любопытно, как власти будут обходить собственные же запреты для высших чиновников на автороскошь. Дело в том, что с 2016 года для российских бюрократов действуют лимиты при покупке и аренде автомобилей за госсчет. Согласно им министры и их замы не могут ездить на т/с дороже 2,5 млн рублей и мощностью более 200 л.с. Чиновники помельче могут рассчитывать, что им купят автомобиль не дороже 1,5 млн рублей. Таким образом, круг государственных VIPов, которым позволено сесть в салон лимузина или минивэна «Кортеж», сокращается до коротенького списка из президента, премьера да кучки вице-премьеров. Спрашивается, куда собираются девать остальные машины из 200 штук пилотной партии? А последующих выпусков?