Напомним, что Международный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) обвинял Воислава Шешеля в военных преступлениях во время войны на Балканах в девяностые годы. В частности, ему инкриминировалось финансирование, руководство и поддержка сербских добровольческих формирований и разжиганию межэтнической розни во время войн в Хорватии и Боснии в начале 1990-х. Всего же ему предъявлено обвинение по 14 пунктам.
Зимой 2003 года Шешель добровольно сдался Гаагскому трибуналу. Из-за отсутствия у обвинения достаточной доказательной базы процесс над сербским политиком затянулся на долгие годы – его называют чуть не самым долгим в истории с точки зрения содержания в предварительном заключении. За это время трибунал выносил в его адрес приговоры в связи с неуважением к суду (в частности, за разглашение сведений о защищенных свидетелях, проходящих по делу о военных преступлениях в бывшей Югославии).
Обвинение требовало приговорить Шешеля к 28 годам лишения свободы. Тем не менее, осенью позапрошлого года Воислав Шешель был отпущен на свободу – «по гуманитарным причинам». У него был обнаружен рак, так что Шешелю позволили получать медицинскую помощь в Сербии. В качестве условия ему был поставлен запрет на общение со свидетелями по своему делу, а также необходимость являться в суд по первому требованию. На родине освобожденного из-под стражи политика встречали сотни сторонников.
После освобождения Шешель, находясь в Белграде, неоднократно нелицеприятно высказывался в адрес МТБЮ, а также заявлял, что не собирается возвращаться в Гаагу. Поэтому в конце концов МТБЮ год назад отменил свое решение об освобождении Шешеля.
Тем не менее, суд в Гааге оправдал Воислава Шешеля по всем пунктам обвинения, а председательствующий судья Жан-Клод Антонетти постановил, что подсудимый теперь является свободным человеком.
– Такой вердикт – большая неожиданность. И он может быть связан с нежеланием давать Шешелю политических очков, потому что любой приговор означал бы для него дополнительные очки в избирательной кампании [в апреле в Сербии намечены местные и парламентские выборы – «МК»]. А оправдательный приговор этих очков его лишает, – полагает завсектором этнополитических конфликтов Института Европы РАН Павел Кандель.
– Не могло ли сыграть при вынесении вердикта то обстоятельство, что у Шешеля был диагностирован рак, из-за чего он, собственно, и был выпущен в свое время из Гааги?
– На приговоре это сказаться не могло. Это могло быть учтено каким-то особым определением, но на сам приговор повлиять не могло. То есть его могли отпустить с приговором, но приговор все равно должны были вынести.
Научный сотрудник Института славяноведения РАН Александр Пивоваренко так прокомментировал «МК» вердикт МТБЮ:
– Напомню, что Воислав Шешель добровольно отправился в Гаагу в 2003 году и провел в заключении более одиннадцати лет. По сути, он превратил свой судебный процесс в политический. Сам по себе это человек очень одаренный, доктор юридических наук, в свое время самый молодой в Югославии. В Сербии его считают гением на грани безумия. Он блестяще знает историю и имеет четкую политическую позицию, его защита была яркой и доставила определенные проблемы трибуналу.
– Все-таки есть большая разница между 28 годами тюрьмы, которые требовала сторона обвинения, и оправдательным приговором. Тем более на фоне недавно вынесенного весьма сурового приговора Радовану Караджичу...
– Тут дело в широком контексте. Сенсационное, как это будет представлять пресса, вынесение оправдательного приговора, должно оттенить тяжелый приговор, вынесенный несколькими днями ранее Радовану Караджичу. Он получил 40 лет. Наверняка будет признан виновным и генерал Ратко Младич. Но между этими фигурами есть разница. Шешель представляет Сербию, а Караджич и Младич – Республику Сербскую, находящуюся в составе другого государства, Боснии и Герцеговины. Шешель был политиком, Караджич и Младич – государственными деятелями. Посылается сигнал: сегодня к Сербии претензий нет. Но Республика Сербская по-прежнему репрессируется, и давление на нее будет продолжаться. Что касается Сербии, то это решение должно помочь элитам, нацеленным на вступление в ЕС и сближение с НАТО справиться с общественным мнением, где сильны обратные настроения. Схожий трюк был проделан с Хорватией, когда в 2012 году оправдали генералов Готовину и Маркача, через полгода, после того, как оба были признаны виновными и получили 24 и 18 лет. Это решение вызвало всплеск антиевропейских настроений. В Загребе на митингах сжигали флаги ЕС, поддержка вступления в ЕС была рекордно низкой. Но затем их оправдали, и через год Хорватия вступила в Евросоюз.