Страна ищет нового омбудсмена. Вакансия, возникшая после ухода с этой должности Эллы Памфиловой, должна быть заполнена не позднее 28 мая, однако большинство соискателей уже известны, и появились первые фавориты.
Несмотря на то что омбудсмен является сотрудником президентской структуры, исключительным правом избирать его обладает Госдума. Именно она на пленарном заседании голосует за кандидатов в главные правозащитники страны. Каждая фракция ГД может выдвинуть своего кандидата, такая возможность дается также президенту и Совету Федерации, но пользуются они ей (по крайне мере формально) не всегда. Хотя трудно себе представить, чтобы сегодня уполномоченным при президенте избрали бы человека, которого президент не хочет видеть рядом с собой.
Фракции со своим выбором практически определились. Единороссы склоняются к выдвижению кандидатуры вице-спикера Совета Федерации Галины Кареловой, впрочем, источники в «Единой России» говорят, что шансов на избрание омбудсменом у выдвиженца от партии власти мало. Креатура оппозиции смотрелась бы в этой роли на сегодняшний день более органично. Да и зачем Кареловой расставаться с высоким креслом в верхней палате? Коммунисты планируют заявить первого зампреда комитета ГД по вопросам образования Олега Смолина. Лидер «Справедливой России» Сергей Миронов назвал депутата Татьяну Москалькову. И ее, ссылаясь на некие сигналы из Кремля, быстро дружно окрестили претендентом №1, каким она и останется, если президент не предложит кого-то другого. А такое возможно. Скажем, глава президентского совета по правам человека Михаил Федотов полагает, что идеальным было бы возвращение на пост омбудсмена Владимира Лукина.
Татьяна Москалькова производит впечатление в большей степени силовика, чем правозащитника. Что и естественно: она генерал-майор МВД. Став депутатом, Москалькова предлагала несколько очень жестких с точки зрения любого правозащитника законодательных инициатив. После акции Pussy Riot в храме Христа Спасителя она специально для девушек-панков внесла законопроект о новой уголовной статье — покушение на нравственность, но другие законодатели ее не поддержали. Этот депутат также полагала, что безнравственно устраивать мини-гостиницы в жилых домах, и требовала их запретить. Москалькова предлагала расширить полномочия полиции в части применения огнестрельного оружия и поражать в правах родственников террористов, в том числе конфисковывать их имущество. Но, может быть, именно такой омбудсмен и нужен в наше суровое время, когда кругом враги? Спросим об этом у одного из старейших правозащитников России, лидера движения «За права человека» Льва Пономарева.
— Если у власти есть желание быстро и качественно полностью уничтожить правозащитное движение в стране, то выбор Москальковой в качестве омбудсмена просто идеален. Она сделает это без особой боли для нас — долго мучиться не придется. Она призывала к различным расправам над родственниками преступников, чуть ли ни к тому, чтобы поджигать их дома. Она генерал-силовик, состоит в руководстве Союза офицеров России и руководит их условным женским батальоном. Москалькова всерьез предлагала восстановить ВЧК. Поэтому при таком омбудсмене правозащитное движение долго мучиться не будет.
Совершенно очевидно, что взаимодействие с этим омбудсменом невозможно. Я буду одним из инициаторов сбора подписей правозащитников о том, что с таким уполномоченным при президенте разговаривать мы не будем. Хотя мы всегда стремимся взаимодействовать с властью, это помогает снимать самые болезненные вопросы, возникающие между обществом и вертикалью.
Мне не верится, что Путин хочет потерять такое взаимодействие и всех зачистить.
Есть очевидная кандидатура на должность омбудсмена — это Владимир Лукин. Мы все хотим его возвращения, уже написали об этом письмо президенту и привели вполне рациональные аргументы. Этот человек показал, что может быть эффективным для взаимодействия, а не борьбы правозащитников и власти. Эта задача очень трудна и важна особенно на фоне кризиса, политической турбулентности и возгласов о том, что в 2017 году нас ждут массовые акции и чуть ли не революция с кровью. Правозащитники нацелены на сглаживание противоречий, они взаимодействуют и с властью, и с оппозицией, они являются посредниками для того, чтобы спускать конфликты на тормозах, и омбудсмен играет в этом процессе особую роль.
Я разговаривал с Лукиным. Несмотря на то что он сейчас имеет очень хорошую работу президента Паралимпийского комитета России, успешно с ней справляется и преуспел: наши паралимпийцы — победители, Владимир Петрович готов удовлетворить пожелания правозащитников и вернуться в омбудсмены. Он сам хочет снова окунуться в мир отстаивания прав человека.
Если это будет не Лукин, то нас просто поставят перед фактом. Поэтому понятно, зачем нам сейчас подсовывают Москалькову: чтобы мы все испугались ее и потом любую другую кандидатуру восприняли с благодарностью и облегчением.