Вам, г-н президент (а заодно и всему народу), это преподносят как сенсационный результат сегодняшней работы следователей. Врут маленько. Всё было известно с самого начала. Мы в «МК» писали об этом сразу — в те дни, когда аукционы только начались…
А теперь, г-н президент, два вопроса:
1. Чем занимаются следователи, прокуроры, судьи?
2. И чем они не занимаются?
Ответ на первый — известен. С 2003 года, то есть уже 12 лет, все они упрямо занимаются ЮКОСом. Опять и опять. Хотя ЮКОСа давно уже нет, поглощён вашими друзьями.
Ответ на второй вопрос тоже известен, но не так очевиден. Следователи и пр. упрямо не занимаются другими победителями тех залоговых аукционов.
Вынуждены сказать (хотя и уверены, что вы и без нас это знаете): залоговый аукцион ЮКОСа ничем не отличался от других.
Вот краткий список потерь (а с точки зрения победителей — список приобретений):
— Норильский никель;
— Северо-западное пароходство;
— Мечел;
— Лукойл;
— Сиданко (теперь ТНК-BP);
— Новолипецкий металлургический;
— Мурманское пароходство;
— ЮКОС;
— Новороссийское пароходство;
— Сибнефть;
— Сургутнефтегаз;
— Нафта-Москва.
Это список в хронологическом порядке. От аукциона по Норникелю 17.11.95 до Нафты 28.12.95. Как видите, ЮКОС был не первым и не последним. Такие куски расхватали за месяц с небольшим.
Эта делёжка была в самом разгаре, когда мы напечатали статью «Государственный каннибализм» («МК», 26.12.95). Ельцин тогда был никакой, поэтому мы обращались к премьер-министру, автору лучших русских афоризмов («никогда так не было, и вот опять» — помните?). Статья «Государственный каннибализм» (у нас на сайте она приложена) кончалась так:
«Господин премьер-министр! 28 декабря состоится продажа «Сибнефти». Мы в затруднении — как сформулировать вопрос:
— если вы знаете методы этой торговли, как у вас хватает совести молчать?
— если знаете и молчите, то неужели потому, что боитесь?
— если не знаете, то куда ж вы годитесь?»
Понимаете, г-н президент? Помните?
Кто только ни пользовался потом этой статьёй. Счётная палата в 2004 году (через девять лет после аукциона) опубликовала доклад, где сказано: «Конкурс носил притворный характер… Банки фактически «кредитовали» государство государственными же деньгами»…
Счётная палата тогда говорила обо всех. А теперь — спустя двадцать с лишним лет! — Следственный комитет вспомнил только про одного. Понимаете? Пушкин (наше всё) эту прозу сформулировал в стихах:
Молчи ж, кума: и ты, как я, грешна,
А всякого словами разобидишь;
В чужой ----- соломинку ты видишь,
А у себя не видишь и бревна.
(Если это письмо, адресованное президенту, случайно читает туповатый человек, который, не в силах понять местонахождение соломинки, спросит «где-где?» — пусть вспомнит классический рифмованный вежливый ответ: «В Караганде!»)
...Г-н президент, мы пытаемся, но никак не можем придумать, что вы ответите, если на какой-нибудь пресс-конференции вас спросят: «Почему из всех залоговых аукционов подчинённый вам Следственный комитет обнаружил незаконность только одного?» Вряд ли вы решитесь сказать: «Они это делают исключительно в угоду лично мне, зная, кто мой личный враг». А ведь любой другой ответ вряд ли будет честным.