В Симферополе митинг был запланирован на 10.00, но уже в восемь утра в центре города собрались ветераны тех событий - бойцы рот народной самообороны Крыма и члены участковых избирательных комиссий, проводившие референдум. Они готовились пройти торжественным парадом по улицам города и вспоминали дни двухлетней давности.
- В конце февраля 2014 года в какой-то момент могло показаться, что нам уже не победить, - рассказал "МК" боец четвертой роты самообороны Крыма, казачий сотник Александр Данилкин. - В день, когда Госсовет должен был принять решение о проведении референдума (26 февраля), у депутатов не было кворума.
Очень многие сказались больными, зато кворум собрался у националистов. Здание парламента на тот момент охраняли только ополченцы, а милиция Украины бездействовала. Бойцы "Беркута" были наготове, но сидели в своем укрепсооружении и не поддержали нас, потому что им не нравился Аксенов.
И вот к нашему (симферопольскому) белому дому стали стягиваться тысячи людей под националистическими знаменами. Они смяли нас и выломали двери в парламент, но бойцы не знали что делать дальше и просто ушли. А ночью к Госсовету подъехали грузовики с вежливыми людьми. Мы помогли им расставить боевые расчеты, а потом отправились искать по домашним адресам приболевших депутатов, чтобы собрать кворум.
Первое время вежливые люди не могли обходиться без помощи казаков, потому что не достаточно знали людей и настроения в городе. Мы были - их глаза и уши. Но они - хорошие организаторы: четко расставили местных жителей по 15 ротам народной самообороны, одна из которых называлась армянской, другая целиком состояла из крымских татар. Когда пришло время брать телевидение и здание МТС, то выяснилось, что требуется, что у меня есть альпинистская подготовка и снаряжение (Александр работает инструктором-экскурсоводом в крымских горах, - Авт.), все это было использовано.
- Бывшие украинские милиционеры и сотрудники СБУ стали российскими полицейскими только после того, как все прояснилось. А к моменту проведения референдума защитить граждан от боевиков, прибывающих с Украины было просто некому кроме нас, - вспоминает казачий хорунжий Денис Северин. -Те милиционеры, которые и хотели помочь, не были вооружены.
Мне позвонил начальник одного из отделов милиции и сказал, что на все автоматы у них только 18 патронов. Поэтому карательные "поезда дружбы" мы встречали только со щитами, которые успели выковать, и черенками от лопат. И на всех участках дежурили не с огнестрельным, а главным образом с таким духовным оружием, как уверенность в своей правоте и высшей справедливости. И в огромной поддержке населения: на каждый наш пост дедушки и бабушки, и совсем молодые ребята и девушки несли продукты и теплые куртки.
Атаман Сергей Акимов был в числе тех, кто помогал крымско-татарской самообороне охранять проходящий в Бахчисарае курултай, на котором решалось, будет ли участвовать этот народ в референдуме. Именно ему довелось предотвратить теракт против духовенства: он обнаружил взрывное устройство, начиненное поражающими элементами. Тот взрыв стал бы катастрофой для взаимоотношений христианского и исламского мира в Крыму. Сейчас Акимов пытается объединить разрозненное крымское казачество.
Плоды той победы ополченцев оказались не такими сладкими, как казалось в первые дни Крымской весны. Из-за блокады цены в магазинах теперь выросли до московских, а зарплаты остались прежними.
Мало кто из героев той победы получил награды, если не считать "Медали за оборону Крыма", которая не вручается, а продается в военторгах за 450 рублей с наградной книжкой, которую предлагается заполнить самостоятельно.
Бойцы самообороны на какое-то время почувствовали себя и вовсе не нужными, но во время блэкаута минувшей зимы снова оказались востребованными. Темнота из-за отключения света стала другом мародеров и уличных грабителей. Полиция не могла из-за своей малочисленности патрулировать все улицы и присматривать за оставшимися без сигнализации магазинами. Тут-то на помощь и призвали снова героев Крымской весны. Теперь их подразделения охраняют учреждения и жилые кварталы от уличной преступности. Бесплатно, в свободное от основной работы время.
Посмотреть за шествием ветеранов Крымской весны собрались все школьники Симферополя, а закончилось оно концертом и митингом возле симферопольского Белого дома. Глава республики Сергей Аксенов, поздравляя земляков, сказал: "Это не просто праздник, это - День победы, день подвига всех, кто защитил свой Крым". Спикер Госсовета Владимир Константинов добавил: "Мы никогда не воевали с Украиной и не требовали для себя ничего, кроме одного: вернуться на Родину". Он выразил уверенность, что временные экономические трудности скоро минуют.
Перебои с электричеством на полуострове прекратятся уже в мае, через два года Крым с Россией свяжет мост, который гарантирует изобилие продуктов по доступным ценам. В этом здесь никто не сомневается. Как и в правильности выбора не в пользу России даже, а в пользу права говорить и писать на своем родном языке.
А вот полноценное экономическое развитие будет затруднено до тех пор, пока Запад не снимет с полуострова санкционную блокаду. Ведь именно из-за нее даже российские предприниматели часто боятся иметь дело с Крымом и Севастополем. За работу в этих регионах западные партнеры могут лишить их кредитов или иным образом ударить по кошельку.
В Крыму в очередной раз решили, что спасение утопающих должно быть делом рук самих утопающих, и к празднику учредили свою ассоциацию народной дипломатии. В нее вошли крымские, общероссийские и международные общественные организации, которые готовы в своей повседневной работе доказывать Западу, что антикрымские санкции бессмысленны и несправедливы.
- На Западе не верят словам о том, что Крым вошел в Россию сам, а утверждают, что он был аннексирован, - сказал на учредительном собрании организации председатель Общественной палаты республики Григорий Иоффе. - Но если их избиратели не верят паркетной дипломатии, то они поверят общественной, народной: рассказу простого человека, жителя Крыма о том, что он думает и как живет.
Верит в народную дипломатию и соучредитель ассоциации, советник президента России по национальным вопросам, руководитель крупнейшей организации крымских татар "Инкишаф" Эскендер Билялов: "Крым показал, что такое народная дипломатия в годы, когда на полуостров стали возвращаться репрессированные народы. Все боялись беспорядков, национальной мести, но ничего подобного не произошло. Мы обо всем договорились и живем как братья. Крымские татары обязательно вступят в ассоциацию, будут агитировать за Крым, и я просто не знаю ни одной общественной организации в Крыму, которая не захотела бы вступить в ассоциацию народной дипломатии.
Президент всекрымского еврейского конгресса Ян Эпштейн уже провел конференцию в Израиле, во время которой создание крымской ассоциации поддержали представители 11 стран мира. А в ближайшее время Симферополь ждет чешскую и итальянскую делегации общественников, готовых поддержать крымчан.
К своим историческим родинам на эту тему обратились греческая, армянская, немецкая и болгарская диаспоры. "Население большинства причерноморских держав на 80% позитивно относится к Крыму и хочет ему помочь. Осталось только, чтобы общественное мнение убедило в этом своих политиков, - сказал "МК" председатель болгарской национально-культурной автономии в Крыму Иван Абажер. - Мы всем миром поможем им повлиять на умы своих представителей во власти».
Председателем организации единогласно избран полпред республики Крым при президенте России Георгий Мурадов. А вот вокруг ее названия вышел спор общественников с новоиспеченным руководителем. Мурадов предложил не использовать словосочетания "Крымская ассоциация общественной дипломатии", а заменить его на "Черноморская ассоциация международного сотрудничества". Это он пояснил так: "Слово "крымская" сразу же поставит нас под запрет западных стран. А нам нужно быть в этих странах и привозить их представителей сюда. Мы не собираемся никого обманывать, но давайте обойдем формулировку в названии, которая нам может помешать".
Представителям казачества такая подмена не понравилась, и они предложили заменить "крымскую" хотя бы на "таврическую", на что кадровый дипломат, чрезвычайный и полномочный посол России Мурадов заметил: "Мне тоже очень нравится эта формулировка, но она может вызвать еще большее отторжение у Запада, поскольку Таврия - это значительно больше, чем Крым, она распространяется еще и на несколько областей современной Украины".
Член Совета Федерации от Крыма Сергей Цеков поставил точку в споре таким аргументом: "Для нас важно добиться результата. И если мы решили стать народными дипломатами, то давайте будем дипломатами изначально. Нам важно, чтобы нас увидели, услышали, предоставили микрофон и поняли аргументы. Пускай же название не будет мешать выполнению этой задачи".
Таким образом, ассоциация, призванная расширить Крым на Запад, названа все- таки Черноморской.
Михаил Зубов,
Симферополь