Первое слово досталось стороне обвинения. По мнению прокуроров, Савченко является пособницей в убийстве двух членов съемочной команды ВГТРК Антона Волошина и Игоря Корнелюка, а также пособницей в покушении на убийство оператора Виктора Денисова. Россияне добровольно отправились в Луганскую область, чтобы «объективно и беспристрастно» исполнить свой журналистский долг, считают прокуроры. Также они уверены, что Савченко покусилась на жизни людей, руководствуясь мотивами личной ненависти, так как считает, что Россия аннексировала Крым и оккупировала Донбасс. За все это украинку требуют приговорить к 23 годам колонии.
Сторона обвинения полагает, что подозреваемая, имея необходимые навыки и снаряжение, забралась на телефонную вышку возле поселка Стукалова Балка и оттуда увидела мирных жителей в поселке Металлист. Об этом она немедленно сообщила командиру «Айдара» Сергею Мельничуку, чтобы тот отдал приказ расстрелять невинных людей из артиллерии. Скрыться с места преступления у Савченко не получилось — ополченцы ЛНР схватили ее в 12.30 по украинскому времени, утверждают прокуроры. Но уже 23 июня глава ЛНР Игорь Плотницкий из гуманизма отпустил украинку на свободу, и подозреваемая незаконно пересекла российскую границу, так как пересекать линию фронта для возвращения домой она не хотела, опасаясь попасть под дружественный огонь, считают обвинители.
По ходу своего выступления гособвинители напомнили о страданиях, переживаемых людьми, выжившими при обстреле Металлиста, а также о смерти матери Волошина, которая не смогла смириться с гибелью сына. При этом, поскольку представители защиты и обвинения не были на месте трагедии, прокуроры призывают основываться на показаниях ополченцев, а вот все, что говорят Савченко и ее сторонники, «не выдерживает никакой критики». Также не следует доверять результатам биллинга телефонов подозреваемой, потому что, считает обвинение, в тот день была плохая связь. Между тем биллинг показал, что в момент обстрела Металлиста Савченко уже находилась в Луганске.
«Если суд берет больше двух недель на вынесение приговора, то я включаю сухую голодовку с завтрашнего дня. Я не хочу ждать никакого обмена, если менять виновного на невинного... Я невиновный человек, никаких обменов, никаких торгов, никакого затягивания времени. Я ждать не стану», — заявила во время прений украинка.
Судебный процесс продолжится 3 марта. А пока «МК» спросил у экспертов, насколько велика вероятность того, что суд согласится с предложенным прокурорами наказанием, и будет ли отбывать его Савченко в России:
Михаил ПОГРЕБИНСКИЙ, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии:
— Судя по тому, что президент России Владимир Путин говорил, что до решения суда по Савченко никаких обменов или освобождения быть не может, есть основания полагать, что после вынесения приговора ее могут амнистировать или еще под каким-то предлогом отпустить на свободу. Сидеть она не будет. Не думаю, что при нынешних дипломатических отношениях возможен обмен Савченко на бывших российских военных Александра Александрова и Евгения Ерофеева. Поэтому мне кажется, что Москва просто продемонстрирует свою добрую волю и отпустит Савченко. Может быть, Киев предпримет в ответ симметричный шаг, хотя в нынешних украинских властях нельзя быть полностью уверенными.
Константин ЗАТУЛИН, директор Института стран СНГ:
— В развитии этого дела существуют две логики. Первая — на снижение напряженности между Россией и Украиной, а вторая — на ее возрастание. В рамках первого пути возможно принимать любые решения по освобождению украинки, в том числе ее обмен. Но чтобы не допустить разрастания внутриполитического кризиса, Украине невыгодно налаживать отношения с Россией, поэтому Савченко сознательно идет на обострение, заявляя, что не желает обмена. Сложно сказать, чем это дело завершится, но если человек не хочет выйти на свободу, это его право, и он может сидеть хоть до скончания века.