Уполномоченный по правам человека заявила, что система соблюдения избирательных прав граждан, находящихся под домашним арестом, не налажена практически ни в одном регионе России. Внимание к этой проблеме привлек случай с оппозиционным активистом Константином Янкаускасом. В 2014 году он планировал принять участие в выборах депутатов Мосгордумы, но против него было возбуждено уголовное дело в рамках расследования финансирования мэрской кампании Алексея Навального. Суд отправил его под домашний арест, при этом для регистрации в качестве кандидата в депутаты избирком настаивал на личной явке Янкаускаса. В итоге в регистрации ему было отказано. В ответ на жалобу активиста Конституционный суд в конце прошлого года постановил, что граждане, находящиеся под домашним арестом, имеют право представлять документы в избирательную комиссию для выдвижения в кандидаты через своего адвоката или другого официального представителя. Но в законодательстве по-прежнему не прописано, могут ли заключенные под домашний арест голосовать на дому и пользоваться активным избирательным правом, эта лакуна позволяет произвольно толковать законодательство.
Памфилова отметила, что в контексте тренда на гуманизацию законодательства мягкая мера пресечения в виде заключения под домашний арест, а не под стражу будет избираться чаще. «На основании решения Конституционного суда нужно сделать это так, чтобы была не просто добрая воля, а внести поправку в законодательство, чтобы у избирательных комиссий было законное право проводить надомное голосование, — сказала она. — Я думаю, что мы с Плигиным (глава Комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству. — В.М.) это обсудим».
Обсуждалась на совещании и проблема проверки подписных листов по неактуальной базе данных ФМС. Член ЦИК Майя Гришина заявила, что проблема проверки подписных листов возникает из-за того, что данные вносятся рукописным способом, члены ЦИК не всегда разбирают почерк, а база данных ФМС имеет к этому косвенное отношение. «Естественно, мы никогда эту подпись не выбраковываем», — заметила она. Однако претензии кандидатов к базе ФМС были гораздо шире: в сентябре 2015 года большое количество подписей за партию ПАРНАС в регионах было забраковано из-за того, что в базе содержались неактуальные паспортные данные избирателей, а ошибки в фамилиях избирателей доходили до смешного: одна женщина была записана как Дарья Тимурович. Памфилова считает, что решение этой проблемы застряло в «серой зоне». «Сейчас я этот вопрос подняла и буду раз за разом уточнять его у всех компетентных ведомств, чтобы в конце концов найти, где образовался этот «серый» зазор», — сказала уполномоченный по правам человека.
В эту же «серую зону» попал и вопрос о рассмотрении жалоб ЦИКом. Зачастую на информацию о нарушениях на избирательных участках, подтвержденную СМИ и видеороликами, ЦИК и региональные уполномоченные дают ответ, что сведения недостоверны. «Серьезных аргументов о том, что этого не было, они не представляют», — отметила Памфилова.
Главной задачей перед грядущими выборами уполномоченный по правам человека видит мониторинг ситуации не в сам день голосования, а задолго до него: наблюдение за сбором подписей, агитацией. «Нам необходимо сейчас наладить взаимодействие с МВД, Генпрокуратурой, ЦИКом, чтобы вовремя снимать какие-то проблемы», — заключила она.