В свое время сюда же, «за 101-й километр», массово свезли беженцев из Армении. Последствия того «подлинного советского гуманизма» район расхлебывает по сей день. Среди новоприбывших-то ведь оказались не только обездоленные совестливые люди. По мнению местных жителей, райцентр после этого захлестнул бандитизм с ярко выраженными «национальными особенностями»... Теперь на яготинцах опробуют беженцев из Сирии.
Первая партия мигрантов — 200–250 человек. В отличие от армянских беженцев, новоприбывшие будут жить в куда более комфортабельных условиях: в пятиэтажке по улице Студенческой, 2, первоначально задумывавшейся как общежитие для учащихся медицинского училища. Потом его обещали отдать ликвидаторам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Но теперь общежитию нашлось другое применение.
Первые переселенцы прибудут в Яготин в ноябре-декабре сего года. Помимо 32 млн бюджетных гривен на обустройство беженцев обещал выделить средства Евросоюз.
«Эти люди принесут нам массу проблем, а у нас их в районе и без того предостаточно», — говорит общественный активист Иван Заморский. Ему вторит депутат Киевского областного совета Армен Шахарьянц: «Я считаю, что 250 беженцев для маленького города — это катастрофа. Европа отказывается от них, а нашей нищей стране навязывают беженцев». Местное население едва ли мгновенно сочтет их «своими», из-за чего яготинцев посчитают расистами. «Запрещенный в России «Правый сектор» уже разразился по этому поводу высказываниями: «Между своими героями фронта и африканцами с сирийцами украинская власть делает выбор в сторону последних в угоду Брюсселю. И это очередной повод задуматься — нужна ли нам такая Европа и такая власть».
«Строительство этого центра уже съело не один миллион гривен, — продолжает депутат областного совета. — У нас в Украине более миллиона своих беженцев. Украинцы сами ищут возможности куда-нибудь сбежать. А мы собрались принимать беженцев у себя. В то время когда в очередях на получение жилья стоят сотни семей, и АТОшников в том числе. Но мнение народа никого не интересует».
Мэр Яготина Наталья Дзюба, получившая должность благодаря членству в Партии регионов, сочувствует людям издалека. Однако настаивает на том, чтобы часть построенного помещения отдали сирийцам, а другую часть — переселенцам из Донбасса. Большинство горожан, впрочем, не готовы к такому компромиссу.
Местные жители не на шутку напуганы, уже и в Европу-то не очень хотят. Большинство провинциалов вкалывают в Киеве и пригородах за обесцененные гривны, а бесспорные претенденты на хоромы легко потратили по $3 тысячи только на дорогу до Старого континента.
Правда, еще не известно, захотят ли сами сирийские беженцы ехать на Украину. Случаи отказа приехавших в Европу «гостей» от переселения в «третью страну» (именно такой термин употребляют в ООН) уже бывали в контексте недавнего миграционного кризиса. В конце 2015 года были случаи, когда пересекавшие территорию Венгрии претенденты на убежище отказались переселяться в созданные для них венгерские центры по приему. Среди непривлекательных стран оказались государства Прибалтики. О категоричном отказе некоторых приезжих селиться в Латвии как-то рапортовало местное МВД. А на Украине экономическая ситуация не в пример хуже, чем в Прибалтике. Правда, согласно информации Агентства ООН по делам беженцев (УВКБ), беженцы не выбирают возможность переселения и не решают, какая именно страна может их приютить, но они имеют право отказаться от предложения принять их. «При этом отказ от предложения переселения может подвергнуть риску повторную попытку переселения», — говорится на официальном ресурсе УВКБ.